Внимание – это психический процесс сосредоточения в определенный момент времени на определенном объекте. Внимание тесно связано с восприятием, памятью и мышлением.

Как и другие психические процессы, внимание детей с РДА имеет свои особенности. Трудности организации внимания начинают проявляться уже в раннем возрасте. Еще до года обнаруживается, что ребенок уделяет мало внимания социальным стимулам и с неохотой сосредотачивается вместе со взрослым на общем действии с игрушкой. Сложность объединения внимания с другим человеком влечет за собой нарушение развития взаимной координации внимания: ребенок не начинает следовать взгляду и указанию взрослого, не учится сам использовать указательный жест, к году еще не отзывается на имя. Самостоятельно ребенок с РДА рано начинает сосредотачиваться на сенсорных впечатлениях (свет лампы, цвет или рисунок обоев, музыка и т.п.), а вскоре стремится к их постоянному стереотипному воспроизведению.

Нарушения внимания характерны для всех детей с РДА, но их тяжесть и особенности зависят от тяжести и формы самого аутизма. Тем не менее, даже при самой тяжелой форме РДА и отсутствии активного внимания, дети многое могут воспринимать и запоминать пассивно, т.е. слышать, не вслушиваясь и используя периферическое зрение, вместо центрального. Часто говорят, что от них ничего нельзя спрятать или скрыть, и если позже все-таки удается установить с ними вербальный контакт, дети смогут многое рассказать о более раннем периоде, хотя и казались безучастными ко всему происходящему.

Привлечь внимание ребенка произвольно очень сложно, поэтому следует сначала следовать за ним, разделяя его интерес, и через этот интерес пытаться развивать возможность взаимной координации внимания.

Еще одной трудностью регулирования и привлечения произвольного внимания является сверхзахваченность чем-либо. Ребенок не может оторваться от того, что непроизвольно привлекло его внимание до тех пор, пока он не пресытится этим образом. Кроме того, внимание таких детей крайне чувствительно в отношении того, что вызывает у них страх. В таких случаях отвлечь или переключить его на что-либо другое невозможно. Дети строго придерживаются определенных стереотипов в окружающем пространстве, и попытку их нарушить они расценивают как угрозу. А следовательно, гибкое переключение внимания, обратная связь или произвольная организация здесь будут так же малодоступны. Важно действовать в привычных для него условиях и при отсутствии захватывающих ребенка стимулах.

Нарушения внимания в основном связаны с нарушением основ устойчивости организации произвольного внимания, а именно процессов активации, которые обеспечивают состояние бдительности и ориентировки; снижением способности к переключению от одного источника информации к другому (например, от зрения к слуху и т.п.).

При работе над развитием внимания, важно использовать любые моменты, когда ребенок непроизвольно обращает на что-то внимание и эмоционально комментировать то, что он сейчас делает или видит. Таким образом, используя непроизвольное внимания, добиваться фиксации и объединения внимания со взрослым. Наличие сюжета в деятельности, ориентация на интересы ребенка и эмоциональное обыгрывание деталей так же способствует развитию внимания.

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Е.О.