Глинотерапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. С помощью данного арт-терапевтического метода  можно:

— провести коррекцию  личностной, а так же эмоционально-волевой сфер;

— снизить нервно-психическое напряжение, страхи, агрессию;

— снять мышечные зажимы;

— развить пространственное и образное мышление, воображение и внимание;

— развить мелкую моторику.

В работе с глиной важен сам процесс работы, а не то, что получилось в завершении труда ребенка.  

По своим качествам глина – удивительный материал, у которого есть много преимуществ: она с легкостью принимает любую форму, ее можно смешивать с водой. Для работы с ней стоит использовать самые различные инструменты: терку, сито, кондитерский шприц и т.п., а также применять штампы, ракушки, камешки, ткани, растения, то есть все, что может оставить след. Глину можно разрезать стекой, иголкой, ножом, трафаретами, получая различные формы.

Для работы с глиной не требуются особенные условия, занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе детей.

Этот метод можно использовать, начиная c дошкольного возраста. Глина – это самый доступный материал и самый безопасный в любом возрасте.

Перед началом занятия с ребенком нужно проговорить правила работы с глиной.

  1. Работать с глиной только в специально оборудованном для того месте.
  2. Грязными руками до лица не дотрагиваться, в рот не тянуть, глаза не тетерь.
  3. Перед началом работы следует надеть специальную одежду – фартук, нарукавники.
  4. Если глина упала на пол – быстро поднять.
  5. После завершения работы следует помыть руки.

Помимо обычной глины сейчас во всех магазинах можно приобрести полимерную глину, плюс которой в том, что она более яркая, ее не нужно смешивать с водой.

Хранить глину необходимо в плотно закрытой ёмкости, либо в полиэтиленовом пакете, так как она засыхает.

Перед занятием глину раскатывают на кусочки, кладут на дощечки и накрывают сверху влажной салфеткой. Ей дети вытирают руки в процессе работы.

Игры и упражнения с глиной.

  1. Упражнение «Лепим геометрические фигуры.

Цель: развитие мелкой моторики, мышления.

Ребенку предлагается слепить геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.

  1. Упражнение «Слепи свой страх».

Цель: устранение, либо частичное обесценивание страха.

Ребенок лепит то, чего он боится. Затем ему предлагают сделать его страх смешным, более добрым. Например: надеть на страх костюм клоуна, либо сделать из страха другой более добрый образ и т.п.

  1. Упражнение «Лепим сказку».

Цель: развитие мышления, воображения, мелкой моторики.

Ребенку предлагаю взять глину, хорошо размять ее и с помощью формочек слепить персонажей. По завершению лепки ему предлагается сочинить сказку, а затем проиграть ее.

  1. Упражнение «Части и целое».

Цель: изучение частей тела человека, животных, транспортных средств; развитие мышления, памяти, мелкой моторики.

Взрослый вместе с ребенком лепит части тела животного, а ребенок должен догадаться, что это за животное. Затем  ребенок рассказывает, где живет, чем питается, как зовут его детенышей и т.д.

  1. Упражнение «Выложи рисунок».

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагается скатать несколько «колбасок» и выложить ими по уже заранее заготовленному изображению.

  1. Упражнение «Размазываем».

Цель: развитие плавности движений.

Ребенок катает из глины шар, затем на дощечке медленно и плавно начинает его «размазывать», например, в форме лучиков у солнца или лепестков у цветка.

  1. Упражнение «Времена года».

Цель: развитие представлений о временах года, мелкой моторики.

Взрослый лепит одну деталь из полимерной глины одного из времен года. Ребенок должен догадаться и рассказать об этом времени гола все, что знает. Затем ребенок вместе со взрослым лепит и проговаривает все остальные времена года.

 

Автор-разработчик: педагог-психолог Евсюкова М.А.