Речь в роли каждого человека играет огромную роль. Помимо того, что она является средством выражения своих эмоций, мыслей, взглядов и т.д., речь еще и свидетельствует об уровне развития, жизненном опыте и прочих показателях, а также показывает уровень интеллектуального развития. Но хорошая речь — это не только богатый словарный запас, а еще и правильное произношение. К сожалению, с этой точки зрения далеко не у всех речь правильная. Причем, если некоторые просто неправильно произносят какие-то слова и фразы, то есть люди, которые не могут это делать правильно в силу определенных особенностей организма. Отклонение в речевом развитии нельзя назвать болезнью, но и нормой оно тоже не является. А поскольку формироваться речь начинает в дошкольном возрасте, то именно этот возрастной период имеет наибольшее значение. С детьми, имеющими отклонения в развитии речи, занимаются логопеды, следуя советам которых можно исправить ситуацию. Но прежде чем давать советы, необходимо установить, по каким причинам возникли речевые нарушения.

Причины отклонения (или, как еще говорят, недоразвития) речи.

Наследственный фактор. Нередко речь плохо развивается у ребенка, если мать в период беременности страдала аналогичным дефектом, либо получила тяжелую психологическую или физическую травму.

Неправильное строение органов, из которых состоит речевой аппарат. Патология является врожденной и исправляется с помощью своеобразного медицинского вмешательства.

Медленное психологическое или физическое развитие. Данная причина является, скорее, сопутствующей, поскольку на развитие также оказывают влияние отдельные факторы.

Отсутствие должного внимания к ребенку со стороны родителей.

Родители в семье разговаривают на разных языках.

После выявления причины неправильного развития речи ребенка, повлекшего за собой отклонения, необходимо определить тип самих отклонений. Объясняется это тем, что для коррекции того или иного отклонения используется определенная методика, характерная только для него.

Наиболее распространенные отклонения в развитии речи.

  • Фонематическое отклонение. Появляется из-за того, что в силу слабого слуха или по иным причинам ребенок не понимает различий в звуках, которые он слышит. А поскольку в дошкольном возрасте речь только формируется, то и произносит он звуки неправильно.
  • Дислалия. Это тип фонетического отклонения, при котором одни звуки заменяются другими. Отклонением считается только в том случае, если ребенок достиг возраста 4 и более лет. Для детей до 3 лет подобное явление считается нормой, обусловленной строением организма.
  • Фонетико-фонематическое отклонение. От предыдущего типа отличается тем, что происходит замена только одного звука. Данное отклонение характерно для детей с нормальным слухом, но неправильным восприятием.
  • Общее недоразвитие. Его суть заключается не только в неправильном произношении звуков, но и неверном построении предложений. Данное отклонение чаще всего связано с тем, что родители (законные представители) не оказывают ребенку должного внимания.
  • Заикание. Характеризуется прерыванием или растягиванием одного и слогов. Возникает, как правило, по причине того, что ребенок не чувствует контроля над своей речью.

 

Таким образом, как виды отклонений в речевом развитии, так и причины их появления, могут быть различными. Но при правильной работе с ребенком все эти отклонения вполне можно устранить.

Итак, если ребёнку 4 года: его речь размытая, нечёткая и понятна только родителям и близким людям, он не выговаривает звуки, смешивает и заменяет их более простыми по артикуляторному укладу, в речи слышны запинки. Все это является показателем того, что необходимо обратиться за консультацией к учителю-логопеду.

 

Автор-составитель:  учитель-логопед Горожина Л. А.