Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Во врачебной практике — логоневроз. Основным внешним проявлением заикания являются судороги. Если Вы заметили, что у ребёнка появились запинки или остановки в речевом оформлении, то эта статья должна привлечь Ваше внимание. Не надо надеяться, что всё пройдёт само собой, не стоит обращаться за помощью к так называемым «бабкам» и заговаривать испуг. Вы теряете драгоценное время! А надо, в первую очередь, обратиться к врачу педиатру и попытаться разобраться в причинах возникновения данного отклонения. Причин много и они неоднозначны.
Современными исследователями в этом направлении выделено две группы причин:
— предрасполагающие («почва»), т.е. факторы, которые способствуют развитию заикания;
— производящие («толчки»), т.е. факторы непосредственно вызывающие запинки в речи.
К предрасполагающим причинам относят:
— заболевания (нервные, инфекционные, соматические) ослабляющие функции центральной нервной системы;
— невротические особенности характера самого ребёнка (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная нестабильность);
— генетическая предрасположенность (заикание передаётся по наследству, как слабость речевого аппарата);
— нарушение деятельности головного мозга вследствие воздействия неблагоприятных факторов внешней среды (интоксикации, травмы, асфиксия во время беременности и в постнатальном периоде).
Все эти причины могут привести к задержке речевого развития, всевозможным нарушениям речевой функции и как следствие быть причиной заикания.
К производящим причинам относятся следующие:
— травмы головного мозга (внутриутробные, природовые, асфиксия);
— истощение или переутомление нервной системы в результате перенесённых заболеваний: тиф, корь, рахит, коклюш и т. д.;
— несовершенство звукопроизносительного аппарата (дислалия, дизартрия, задержка речевого развития);
— психическая травма (испуг, страх);
— неправильное воспитание в семье (излишние требования);
— хронические переживания;
— чрезмерная радость;
— неправильное речевое дыхание (речь на вдохе);
— предоставление речевого материала, несоответствующего психическому развитию ребёнка;
— полиглоссия;
— подражание заикающемуся;
— переучивание леворукости.
Уважаемые родители! К преодолению заикания надо подходить комплекстно, средствами и усилиями разных специалистов.
Во-первых, стоит обратиться к врачу педиатру. Этот специалист оценит физическое состояние ребёнка и назначит режим дня, учебной деятельности, лечебную физкультуру и витаминные препараты для улучшения общего состояния ребёнка.
Во-вторых, прийти на приём к неврологу, этот специалист назначит медикаментозные препараты для нормализации деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата (устранение судорог), оздоровление организма в целом.
В-третьих, обратиться к психотерапевту. Основная задача психотерапии заключается в оздоровлении психики заикающегося с использованием разнообразных игровых приёмов, сказкотерапии, музыки, ритмики, и прочее.
В-четвертых, необходимо задействовать учителя-логопеда. Логопедическая работа осуществляется в нескольких направлениях на индивидуальных и групповых занятиях, направленных на:
— соблюдение общей и речевой моторики;
— нормализацию темпа и ритма дыхания и речи (логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.);
— активизация речевого общения.
Таким образом, логопедическое воздействие способствует преодолению собственно речевого расстройства и связанное с ним отклонение в поведении, помогает заикающемуся ребёнку адаптироваться в среде правильно говорящих.
Автор-составитель: учитель-логопед Горожина Л.А.