Для Вас родители!
Книга — это, прежде всего, хранительница знаний, духовных традиций, культурных ценностей передающая их от поколения к поколению. Книга обладает еще одной уникальной способностью – врачевать душу. Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, не имея возможности полноценно отдохнуть и отвлечься от повседневной рутины. Такую возможность предоставит книга, которая с легкостью может стать психологом и психотерапевтом для каждого.
Библиотерапия – метод психологической коррекции эмоционального состояния посредством чтения специально подобранной художественной литературы.
Основная функция данного метода состоит в том, чтобы помочь человеку найти способ самоутвердиться, сформировать адекватную оценку к себе и своему поведению, научиться планировать свою жизнь, помочь в развитии и самосовершенствовании. Особое значение библиотерапия имеет для детей и подростков: разработана целостная система упражнений, выполняя которые родители вместе с детьми, смогут восстановить отношения, улучшить микроклимат в семье, объяснить на примере литературных героев, как правильно себя вести.
Книга оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека, заставляет сопереживать и размышлять, влияет на поведение и осознание своих проблем. Многие книги предлагают и решение проблем. Главное отличие библиотерапии от обычного прочтения книг – это коррекционное воздействие, которое позволяет не просто развлечь человека и расширить его кругозор и знания о мире, но и исправить что-либо в его поведении, повлиять на эмоции и поступки.
Два основных направления коррекционного воздействия:
- Книга может отвлечь от проблемы, успокоить, т.е. восстановить душевное равновесие.
- Книга может помочь осознать проблему и выяснить способы ее решения.
При решении серьезных психологических проблем нужно обратиться к специалисту. Но если в некоторых жизненных ситуациях родителей беспокоит поведение ребенка, страхи или негативные эмоции, то они могут сами обратиться за помощью к библиотерапии.
Основные принципы использования библиотерапии для решения психологических проблем ребенка.
Книга должна:
— быть доступной для ребенка небольшого объема – он должен понимать, о чем она;
— быть с иллюстрациями, что помогает лучше понять сюжет и героев;
— затрагивать интересы и личностные особенности ребенка, он должен видеть взаимосвязь между героем и собой;
— описывать проблему ребенка и предлагать варианты решений этой проблемы;
— быть позитивной и избегать сюжетов, в которых успех приходит к герою случайно, в результате везения или чьей-то чужой воли.
После чтения книги нужно обсудить ее с ребенком и порисовать – героев, сюжет, варианты продолжения или просто пофантазировать на тему сказки.
Что же делать, если Вы не можете подобрать книгу или сказку, которая поможет ребенку в решении его проблемы?
Можно придумать свою сказку, и привлечь ребенка к сочинению сказки. При сочинении сказки учитывайте возрастные особенности детей:
— 3-4 года малыши любят сказки про игрушки и животных;
— 4-5 лет – про волшебников, принцесс, принцев, солдат;
— 5-6 лет – волшебные сказки и фантастические герои;
— дети старшего возраста предпочитают бытовые сказки и сказки-притчи.
При терапии сказкой можно не только читать сказки вслух, но и рисовать сказку, сочинять сказку вместе с ребенком, ставить сказочный спектакль.
Список авторов, произведения которых рекомендованы для чтения:
— для детей 3-5 лет: А.Пушкин, В.Одоевский, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, К.Паустовский, Р.Киплинг, А.Сент-Экзюпери;
— для детей-дошкольников: Л.Толстой, И.Тургенев, А.Чехов, А.Каверин, А.Алексин, И.Бунин, Н.Носов, Л.Кассиль, Ч.Диккенс, А.Дюма, Ж.Верн.
Влияние литературы на ребенка.
Классическая литература.
Нормализует чувства и эмоции, ощущение комфорта и размеренности. Чужие ошибки заставляют задуматься о своих.
Показания: при стрессах, неврозах, навязчивых состояниях.
Детективы и приключения.
Tренируют внимание, логику, усидчивость, наблюдательность. Запутанные сюжеты отвлекают от грустных мыслей и проблем.
Показания: при навязчивых состояниях, психозах.
Научная фантастика, фэнтези.
Расширяет границы возможного даёт возможность принять без страха свои мысли и желания.
Показания: при страхах. Рекомендуется людям, живущим замкнуто и по строгому расписанию.
Поэзия.
Настраивает на позитив, внушают веру в свои силы. Чёткий ритм поэзии нормализует процессы, протекающие в организме.
Показания: при депрессиях. Чтение стихов используется на логопедических занятиях при восстановлении после инсульта.
Сказки и фольклорная литература.
В лёгкой форме обучает правилам общения, учит наблюдательности.
Показания: при гиперактивности у детей и систематическом непослушании трудных подростков.
Юмористическая литература.
Снимает тревожность, учит бесконфликтной технике общения.
Показания: повышает настроение.
Философская и духовная литература.
Даёт представление о целостности мира и месте человека в нём.
Показания: при острых стрессах, хронических депрессиях.
Чтение хороших, добрых и наполненных смыслом книг поможет Вам вырастить ребенка спокойным, уверенным в себе и счастливым человеком, так что чаще читайте ему и читайте вместе с ним!
Автор-составитель: педагог-психолог Паршина Е.А.