Практикум для родителей.

Развивающие занятия с детьми раннего возраста (от 0 до 3-х лет)

 Занятия с ребенком (1 месяц)

Самое приятные звуки для ребенка первого месяца жизни – это человеческий голос. Входя в комнату с ребенком, старайтесь использовать любую возможность поговорить с ним. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка, следует говорить громко. Если же вы хотите его успокоить – говорите тихо. Изменяя тембр голоса, можно в течение длительного времени удерживать внимание ребенка.

Для того, чтобы уже на раннем этапе развивать воображение ребенка, привлекать его внимание и давать возможность исследовать окружающее пространство, старайтесь окружать его разнообразными предметами: что-нибудь яркое, большое, маленькое.

Развивающие игры.

Зрение. Внимание.

Прослеживание за предметом взглядом.

Выберите любой яркий предмет для игры с ребенком – погремушка, фонарик, яркая игрушка. Расположите ее на расстоянии 25-30 см от лица ребенка. Когда он сфокусирует свой взгляд на ней, передвигайте предмет справа налево или слева направо. Когда ребенок научится следить за игрушкой, попробуйте поменять направление движения – сверху вниз и наоборот, затем усложнить – двигать игрушкой по кругу. Обязательно наблюдайте за состоянием и настроением ребенка. Если он устал или ему надоело, следует прекратить игру в данный момент и дать ребенку отдохнуть.

Еще один способ развивать концентрацию внимания ребенка – наблюдение за лицом мамы или папы. Когда ребенок сфокусирует свой взгляд на вас, начинайте двигаться влево или вправо, ребенок будет следить за вами взглядом, поворачивая голову.

Окружающее пространство.

Для того, чтобы ребенок мог самостоятельно изучать окружающий его мир, необходимо хотя бы с одной стороны не загораживать взгляд бортиками для кроватки. Так он получит возможность смотреть на окружающие его предметы.

Восприятие звуков.

«Где я?»

Для того, чтобы развивать у ребенка зрение и слух, можно разговаривать с ним, лежащим в кроватке и одновременно перемещаться по комнате. Так, следя за вашими движениями, он будет постепенно учиться прослеживать за вами взглядом и уметь ориентироваться по звуку, где находится человек.

Ощущения.

Важным аспектом в развитии ребенка раннего возраста – это его ощущения. Для того, чтобы научить его чувствовать свое тело, развивать осязание или обоняние, следует проделывать небольшие упражнения.

По несколько минут в день массируйте отдельно каждый пальчик ребенка, это заложит основу для развития мелкой моторики, а также поможет ребенку лучше чувствовать свое тело.

Для развития осязания – потрите руки и ноги ребенка изделиями из разной ткани. Это может быть шелк, шерсть, атлас и т.д. В дальнейшем это поможет ему лучше ориентироваться в различных ощущениях, отличать одно от другого. Так же можно осторожно гладить ребенка перышком, кусочком ваты или кисточкой, давая возможность ощутить легкие прикосновения.

Чтобы развивать обоняние вашего ребенка, можно обмакнуть ватные палочки или ватные диски в различные приятные и не резкие запахи и давать их понюхать малышу. Главное, не предъявлять слишком много запахов за один раз.

Упражнения.

«Велосипед»

Положите ребенка на спину и аккуратно двигайте его ногами, подряжая движению на велосипеде. При этом можно напевать различные песенки, стимулируя при этом не только двигательные центры, но и слух ребенка.

«Зарядка»

Ребенок лежит на спине. Родитель осторожно поднимает его ручки над головой, затем опускает вниз. Потом ручки разводятся в стороны, а затем скрещиваются на уровне груди. Повторить эти движения 3-5 раз. При этом так же можно напевать какую-либо песенку.

Занятия с ребенком (2 месяца)

Одевайте ребенка так, чтобы ему было легко и удобно двигаться. Чтобы ему не было скучно, старайтесь менять его положение так, чтобы взгляд ребенка касался различных предметов либо тех же предметов, но с разных сторон. Так ему будет интереснее изучать окружающий мир.

Во время занятий с ребенком пойте ему, рассказывайте небольшие стишки. В дальнейшем это поможет ему лучше ориентироваться в мире звуков, понимать человеческую речь.

По мере возможности меняйте окружающую ребенка обстановку – это может быть поход в магазин, в гости, на прогулку. Так ребенок получит новые впечатления, узнает новые запахи, звуки, что поможет ему развивать свои чувства и ощущения.

Развивающие игры.

Зрение. Внимание.

Прослеживание предметов взглядом.

Продолжайте развивать умение концентрировать свой взгляд на предмете с помощью различных игрушек. Это может быть уже что-то новое, яркое. Задания могут предъявляться чуть в более быстром темпе.

Чтобы ребенок постепенно учился управлять своими ручками, можно использовать яркие цветные манжеты или носочки. Иногда одевайте их на правую руку ребенка, иногда на левую, или на обе сразу. Так, попадая в поле зрения ребенка, он сможет по цвету ориентироваться, где находятся ручки и оставлять их в поле своего зрения.

Игрушки над кроваткой.

К детской кроватке прикрепите подвесные игрушки необычной формы, яркого цвета, такие, которые легко двигаются. Ребенок будет не только наблюдать за ними, но и тянуться, двигать их, стараться ощупать, что позволит не только развивать зрение, но и моторику, движения ребенка.

Восприятие звуков.

К этому времени ребенок стал лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Чтобы дать ему возможность проявить свои умения, потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны, плавно, затем просто меняя положение игрушки в пространстве.

Родительский голос.

Прежде, чем войти в комнату к ребенку, позовите его. Он научится узнавать ваш голос, и будет ждать вашего появления.

Ощущения.

Для того, чтобы ребенок имел возможность получить разнообразные ощущения, давайте ему потрогать предметы из различного материала (подушечки, лоскутки ткани). Затем их можно подвесить на прищепки, чтобы ребенок мог не только щупать их, но и хватать, тянуть предметы. Все это способствует развитию хватательных навыков у ребенка.

Упражнения

«Велосипед»

Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ножки. Начните аккуратно двигать ими, подражая движению ног на велосипеде. Постепенно ослабевайте движения, чтобы ребенок мог продолжить сам подталкивать ваши руки. При этом, пойте песенки.

«Мое отражение»

Подносите ребенка к большому зеркалу, он с интересом будет наблюдать за отражением. В это время, можно пощекотать ребенка, погладить ножки, ручки, вызвать положительные эмоции. Глядя в зеркало, и чувствуя прикосновения, ребенок постепенно научится узнавать себя.

«Коврик»

Сделайте (или приобретите в магазине) коврик, сшитый из всевозможных лоскутов. Для начала его можно повесить на стену рядом с ребенком или давать ему подержать в руки. Так можно развивать тактильные ощущения ребенка.

Занятия с ребенком (3 месяца)

Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени.

Развивающие игры.

«Новые открытия»

Предоставьте ребенку возможность понаблюдать за домашними животными, как они ведут себя, чем заняты, как выглядят. Так же берите ребенка на руки, опускайте, поднимайте его, что бы он мог рассмотреть новые предметы или уже знакомые, но с другого ракурса.

«Музыка»

Давайте ребенку послушать ритмичную музыку, при этом параллельно или хлопайте в ладоши, или постукивайте с помощью различных предметов (деревянные ложки, прищепки, бубен) в такт ритму. Периодически меняйте громкость и ритм мелодии. Через какое-то время ребенок научится замечать изменения в ритме мелодии.

Развитие координации.

«Колобок»

В период между 3-м и 4-м месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Для того, чтобы помочь ребенку развить эти навыки, подложите руку под его плечи и аккуратно покачивайте из стороны в стороны. Когда он окажется в положении на боку, осторожно подтолкните его, пусть ребенок попробует сам перевернуться. Во время упражнения фоном можно включить веселую музыку или самим напевать что-нибудь. В дальнейшем это позволит ребенку справляться с возникающими трудностями.

Развитие мышления.

«Погремушка»

Вложите ребенку в руку погремушку на удобной ручке, при этом немного потряхивая ей. Наблюдайте, будет ли ребенок поднимать руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум. Продолжайте, пока ребенок не научится ориентироваться, что при движении руки издается звук погремушкой.

«Веселый мячик»

Положите ребенка на живот и на расстоянии 60-70 см от его лица покатайте из стороны в сторону ярким мячиком. После небольшой тренировки ребенок научится координировать движения глаз и рук, а так же начнет пытаться подвинуться к мячу. Это упражнение так же поможет в дальнейшем развивать умение ползать, т.к. мяч будет являться ярким стимулом для начала движения.

«Колокольчик»

Возьмите в руки небольшой колокольчик или звонкую погремушку и позвените так, чтобы ребенок мог его увидеть. Затем уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова позвоните. Обратите внимание, начнет ли ребенок искать ее глазами. Продолжайте играть, пока ребенок не научится это делать.

Занятия с ребенком (4 месяца)

Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. С помощью погремушек, игрушек различного размера помогайте ему упражняться. Дотроньтесь игрушкой сначала до правой, а затем до левой руки ребенка. Потом поднесите игрушку поближе так, чтобы он мог схватить ее. Потом поднимите ее повыше, а затем снова опустите к ребенку на расстояние, позволяющее схватить игрушку. Таким образом, по мере того, как ребенок будет учиться хватать, параллельно он будет совершенствовать координацию движений глаз и рук.

Развивающие игры.

«Прятки»

Для начала попробуйте закрыть сначала свои глаза, приговаривая: «А куда же спрятался мой (моя) …?» Затем открывайте глаза, устремляя взгляд на ребенка, говоря: «Ах, вот он (она)!»

Потом попробуйте закрывать глаза ребенку, спрашивая у него, куда спрятались вы. Кроме того, можно накрывать голову ребенка одеялом, крича «Аууу!».

«Веселые горки»

Постройте с ребенком небольшую горку, а затем покажите, как с нее катится игрушка на колесиках. Эта игра послужит для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.

«Яркие ножки»

Ребенок начинает активно исследовать части своего тела. Наденьте ему на ноги яркие носочки. Сначала ребенок будет смотреть на всю ногу целиком, затем постарается схватить ее яркую часть. Это поможет как в исследовании своего тела, так и в развитии координации.

Развитие координации.

«Лягушонок»

Положите ребенка на живот. Напевая какую-нибудь ритмичную песню, согните его колени, затем выпрямите их. Потом разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе. Повторить 7-10 раз.

«Одеяло»

Расстелите на мягкой поверхности одеяло. Если это теплое время года, то на траве или песке. Положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь перевернуться с живота на спину.

«Зарядка»

Ребенок лежит на спине. Осторожно поднимайте его руки над головой, затем опускайте вниз. Потом ручки разводятся в стороны, а затем скрещиваются на уровне груди. Затем делайте круговые движения руками сначала в одну сторону, затем в другую. В ходе игры напевайте какую-либо песенку, как новую, так и знакомую.

Занятия с ребенком (5 месяцев)

При смене обстановки разговаривайте с ребенком. Он может еще не понимать точных значений слов, но постепенно начнет догадываться, что вы подаете ему сигнал и смене обстановки. Протягивайте руки навстречу ребенку, говоря при этом что-то приятное. Через какое-то время ребенок начнет тянуться навстречу.

«Блестящая кастрюля»

Дайте ребенку поиграть с большой блестящей кастрюлей, чтобы он мог видеть в ней свое отражение. Пусть вертит, хлопает, стучит по ней со всех сторон. Детям нравятся вещи взрослых, особенно те, которые могут издавать громкие звуки, и приятны на ощупь.

«Мои игрушки»

Оставляйте в детской кроватке несколько небольших игрушек. Ребенок будет исследовать их и постепенно начнет отличать друг от друга. Позже он сможет замечать, появился ли в кроватке новый предмет или нет.

«Неваляшка»

Детям нравится знакомиться с новыми необычными предметами, поэтому большое удовольствие ему сможет доставить неваляшка. Умение куклы-неваляшки возвращаться в исходное положение будет стимулировать познавательную деятельность ребенка и его воображение.

«Погремушка»

В 5 месяцев ребенок постепенно начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он начинает понимать, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Как только в руках у ребенка оказывается погремушка, он начинает ей трясти. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он при этом получит. Кроме того, он будет развивать свои двигательные навыки.

Развитие координации.

«Весёлые прыжки»

Дети очень любят песенки или стихи с «сюрпризом», когда в конце резко меняется положение ребенка («падает» между коленями и т.п.). Ребенок после пары таких песен уже предчувствует, что его ждет в конце песни и начинает улыбаться или смеяться. Такая реакция говорит о постепенном укреплении памяти.

«Раз-два, встали!»

Для того, чтобы помочь ребенку в развитии навыков передвижения, можно аккуратно брать его под руки и вместе с ним немного «путешествовать» по комнате. Благодаря этому ребенок не будет переутомляться, и постепенно будет учиться ходить.

«Каждой ручке – игрушку!»

Дайте ребенку подержать игрушку сначала в одной руке, затем переложите в другую. Повторяйте это упражнение, и вскоре ребенок научится сам перекладывать их туда, а затем обратно.

«Игра в мяч»

Поиграйте с ребенком в мяч. Подкидывайте его вверх, и наблюдайте, как ребенок все внимательнее будет следить за его движениями.

Занятия с ребенком (6 месяцев)

В возрасте 6 месяцев ребенку уже необходимо иметь удобное место для игры. Для этого вполне подойдет пол, на котором расстелено что-то мягкое (палас, одеяло). Кроме того, ребенок начинает все больше интересоваться мелкими вещами. Храните его игрушки в небольших коробках, чтобы ребенок сам их оттуда доставал.

«Всему свое имя»

Ребенок уже лучше воспринимает человеческую речь, поэтому разговаривая с ним, вы можете самостоятельно придумывать различные упражнения, в которых бы упоминались его части тела. Так ребенок будет познавать себя.

«Ладушки»

Для развития моторики, памяти очень хорошо играть с ребенком в ладушки. Спойте ему песню: «Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.» и при этом хлопайте в ладоши вместе с ребенком. Постепенно он начнет сам хлопать в ладоши, когда услышит песенку.

«Птички полетели»

Расскажите ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Потом произнесите «Птички полетели» и аккуратно поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет улыбаться или смеяться. Старайтесь не делать резких движений руками, т.к. их можно легко вывихнуть.

«Качели»

Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу, посадите ребенка на лодыжку, возьмите его за руки или придерживайте за локти. Покачивая ногой, пойте песенку, постепенно меняя темп и ритм исполнения. Это поможет ему развивать чувство равновесия и координации.

«Полоса препятствий»

Если ребенок уже научился ползать, то можно соорудить для него небольшую полосу препятствий: положите несколько небольших подушек из разных тканей. Пусть ребенок попробует перебраться через них. Не забывайте, чтобы сама поверхность под подушками тоже была мягкой.

«Третий лишний»

Предложите ребенку справиться с такой задачкой: когда у него в руках уже есть по игрушке, попросите его взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук уже имеющиеся. Но через какое-то время он поймет, что для того, чтобы взять еще один предмет, необходимо освободить руки.

Занятия с ребенком (7 месяцев)

«Познавательные картинки»

Найдите книжку с изображениями различных предметов. Это могут быть игрушки, транспорт или другие предметы. Так же можно вырезать большие картинки из журналов и смастерить небольшую книжку, наклеив их на картон. Посадите ребенка к себе на колени и расскажите, что изображено на картинках. Так вы поможете ему развивать свой пассивный и в дальнейшем активный словарь.

«Волшебные игрушки»

С каждым днем ребенок все больше понимает, что может воздействовать на окружающие предметы. Найдите для него игрушки, которые могут реагировать на его действия – растягиваться, пищать, выскакивать и т.д.

«Перетягивание каната»

Для игры возьмите мягкий шарф, пусть ребенок ухватится за один конец, а вы за другой. Осторожно тяните шарф на себя. Так ребенок будет развивать свою координацию и получать заряд положительных эмоций.

«Прятки с игрушкой»

Сожмите в ладони игрушку так, чтобы ребенок услышал писк или другой звук игрушки. Спрячьте ее на глазах у ребенка под одеяло, пусть он попробует ее найти. Так же интересен будет вариант с прятками в руках: небольшую яркую игрушку спрячьте в руке, откройте ладонь, покажите ребенку и тут же спрячьте ее обратно. Пусть он ищет спрятанную игрушку. Если ребенок затрудняется, покажите ему игрушку еще раз. Когда пропажа найдется похвалите ребенка. Таким образом, вы покажете ребенку, что если предмет не виден, это не значит, что он пропал насовсем.

Занятия с ребенком (8 месяцев)

В комнатах, где бывает ребенок, поставьте небольшие корзинки с игрушками, для того, чтобы он смог везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.

Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, но знакомыми фразами. Когда вы кормите ребенка, переодеваете, моете его или играете с ним, старайтесь все время комментировать происходящее.

Ребенку можно сделать его собственную «библиотеку». Уже в 8 месяцев дети начинают проявлять интерес к книгам. Особенно им нравятся такие книги, где можно что-то погладить, пощупать, подвигать. Хорошо, если в «библиотеке» будет разнообразие: книги с большими картинками, яркими красками, небольшими стишками и многочисленными героями.

«Алло!»

Предложите ребенку поговорить по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а можно настоящий, предварительно отключив его от сети. Ребенок с удовольствием будет рассказывать что-то невидимому собеседнику.

«Мир звуков»

Обращайте внимание ребенка на различные звуки. Старайтесь всегда называть их источник: дверной замок, дождь, вода, чьи-то шаги, мяукание кота и т.п. Реагируя на звуки, ребенок учится слушать, что является важным умением для развития речи. На прогулке так же обращайте внимание ребенка на интересные звуки, показывая на предмет и называя его. Можно усложнить задачу и попросить найти его: «Ну-ка посмотри, где собачка лает?». Ребенок будет учиться смотреть туда, куда вы ему показываете, а затем самостоятельно, ориентируясь на звук, искать его источник.

«Мир животных»

Показывайте ребенку изображения или фигурки зверей и расскажите, какие звуки они издают. Когда ребенок немного освоил этот материал, начните его спрашивать, где собака, кошка и т.д.

«Прятки»

Дети любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за каким-то предметом, пусть ребенок попробует вас найти. Затем поменяйтесь ролями: ребенок прячется, а вы ищите.

«Делай как я»

Поиграйте с ребенком в повторялки: бейте в барабан, хлопайте в ладоши, дуйте, дерижируйте оркестром и т.д. Пусть ребенок повторяет за вами.

«Музыкальная ложка»

Дайте ребенку деревянную ложку и различные предметы, которые можно бить. Покажите ему, как можно бить ложкой по их поверхности. Это занятие поможет ребенку почувствовать разницу в звуках и ощущениях в зависимости от объекта.

«Вверх дном»

Положите на стол чашку или другой предмет с ручкой вверх дном. Посмотрите, станет ли ребенок брать его за ручку и переворачивать. Если ребенок справится с задачей, значит у него сформировано понятие о том, в каком положении должны находиться предметы. Если нет, то показывайте и рассказывайте ребенку, как должен стоять предмет.

«Игрушка на салфетке»

Когда ребенок сидит в своем стульчике, положите перед ним салфетку, а на салфетку небольшую игрушку так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Когда ребенок потянет к себе салфетку, игрушка окажется у него. Если он справится с задачей, это будет говорить о том, что у ребенка появилось новое представление о соотношении предметов. Ребенок понял, что один предмет может находиться на другом. Если вы держите игрушку слегка над салфеткой, а ребенок все равно тащит ее к себе, значит, ребенок пока не совсем понимает, что к чему.

«Кастрюльки и сковородки»

Как известно, домашняя утварь доставляет ребенку огромное удовольствие, особенно, если она блестящая и издает звонкие звуки. Покажите ребенку, как закрывать кастрюлю крышкой, пусть он попробует сделать это сам. Если ребенок успешно справился с заданием, дайте ему кастрюли разного размера с разными крышками, чтобы ребенок начал учиться ориентироваться в размерах, а так же учиться сопоставлять, какая крышка от какой кастрюли. Так же можно прятать различные предметы в кастрюли, чтобы ребенок их искал, открывая крышки и закрывая их вновь.

«Коробочка с игрушками»

Для хранения игрушек можно приспособить большую картонную коробку. В стенах коробки вырежьте отверстия разного размера, пусть ребенок попытается достать игрушки через них. Вскоре он поймет, что не все игрушки можно достать из одного отверстия. Это заставит его каждый раз решать новую задачу.

Занятия с ребенком (9 месяцев)

«Осязательная игра»

Подготовьте для ребенка коробочку, в которой находятся кусочки различных тканей, небольшие предметы, такого же размера (линолеум, губку, игральную карту и т.п.). Вынимая их из коробки, ребенок будет учиться различать материалы осязательно.

«Перевернутые игрушки»

Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногам. Посмотрите, исправит ли ребенок их положение. Если нет, покажите ребенку, как игрушки должны правильно стоять.

«Мячик»

Покатите мячик к ребенку, когда он вернет его вам, отправьте мяч обратно к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этого лучше всего подходит мягкий мяч.

«Пирамидка»

Собирайте вместе с ребенком пирамидку из колец. Если ребенок один раз попробует это сделать, то в дальнейшем он уже сам будет снова и снова надевать кольца на стержень. Постепенно учите его подбирать кольца по размеру: от большого к маленькому. Это поможет в развитии координации ребенка и развитии мышления.

«Дай мне игрушку»

Положите в коробку три разные игрушки, назовите одну из них и попросите ребенка дать ее вам. Если он справиться похвалите его и изобразите восторг.

Занятия с ребенком (10 месяцев)

«Детские кубики»

Из небольших картонных коробок сделайте несколько красных кубиков и один желтый. В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая звенящий кубик, отличить его по цвету.

«Поищи и найди»

Спрячьте под подушку или одеяло часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет их искать, прислушиваясь, откуда идет звук. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

«Катание машинки»

Покажите ребенку, как толкать небольшую машинку, чтобы она ехала по полу. Через какое-то время ребенок сам будет ее подталкивать так, что она долго будет катиться сама.

«Пирамидки»

Во время прогулки покажите ребенку, как собрать в кучку камешки, листья, прутики и др. предметы. Затем попросите его помочь вам собрать новую пирамидку, а затем справиться самостоятельно. Это будет способствовать не только улучшению двигательной активности ребенка, но и развитию осязания.

«Дотянись до меня!»

Если ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ноги, ему можно дать задание: положите любимые игрушки ребенка на низкий столик, чтобы ему нужно было до них дотянуться. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.

«Один в другой»

Покажите ребенку, как можно складывать предметы друг в друга. Это могут быть стаканчики различной величины, кастрюли и т.п. Проводя такие эксперименты, ребенок начинает понимать, что такое величина. Также интересны будут игры с матрешкой.

«Где игрушка?»

Положите небольшую игрушку в бумажный пакет или коробку. Пусть ребенок постарается достать игрушку. Такое упражнение поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.

Занятия с ребенком (11 месяцев)

«Покормите куклу»

Наденьте на руку игрушку или поставьте какого-то зверька перед ребенком. Дайте ему в руки маленький шарик или мячик и попросите покормить игрушку. После того, как вы покажете, как это делается, ребенок поймет, о чем вы говорите.

«Что находится за окном?»

Если вы услышите, как летит самолет или поет птица, поднесите ребенка к окну и расскажите, что вы видите. Можно задавать ему вопросы и просить отыскать тот или иной предмет. Это поможет развивать кругозор ребенка и его словарь.

«Через тоннель»

Дайте игрушечной машине проехать через картонную коробку. Ребенок будет ждать, когда она появится в другом конце тоннеля, а затем по примеру будет пробовать сам попасть машинкой в тоннель. Это поможет развитию пространственной ориентации и координации.

«Игрушка с ленточкой»

Привяжите цветные ленточки к двум самым любимым игрушкам ребенка. Положите их на некотором расстоянии от него так, чтобы он мог достать их, дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала одну игрушку, а затем другую. Когда ребенок научится справляться с заданием без проблем, попробуйте усложнить задачу и спрятать сначала одну, а затем обе игрушки, чтобы были видны только ленточки.

«Ходячий стул»

Если ребенок уже начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.

«Холодные предметы»

Придя из магазина, положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы ребенок сам смог их убрать. Расскажите ему о том, какие они холодные и дайте потрогать. Затем покажите, куда необходимо их положить. Так вы научите его отличать холодное от теплого(горячего), а так же помогать по дому и следовать инструкциям.

Занятия с ребенком (12 месяцев)

«Сыпучие крупы»

Подготовьте для ребенка баночки или невысокие мисочки с различными сыпучими крупами, это может быть гречневая крупа, рис, манная крупа и т.д. Покажите ему, чем они отличаются, какие у них свойства. Так ребенок будет развивать свое осязание и мышление.

«Прятки»

Играйте с ребенком в прятки. Спрячьте игрушку, чтобы он ее искал. Чем чаще вы будете повторять названия игрушек, тем быстрее ребенок освоит речь.

«Каракули»

Дайте ребенку карандаш, краски, фломастеры или мелки для рисования, чтобы развивать его моторику и учить ориентироваться на листе. Постепенно он поймет, что его рисункам место только на листе, а не вокруг него.

«Дочки-матери»

Дайте ребенку игрушку, коляску или тележку и отправьте его на прогулку. Ребенок будет разговаривать с игрушкой, и это поможет ему развивать свои речевые навыки.

«Ступенька»

Если ребенок уже умеет ходить, сложите перед ним кубики в ряд и предложите перешагнуть через них. Это поможет ему сохранять равновесие.

«Тоннель»

Расставьте ноги так, чтобы ребенок мог пройти между ними. Это позволит ему больше узнать о своем положении в пространстве.

«Прищепки»

Покажите ребенку, как прицепить бельевые прищепки по краям банки или коробки. Эта игра помогает развивать координацию движений.

«Маленький помощник»

Давайте ребенку возможность помогать вам с домашними делами. Например, вытереть свой стол или стул.

«Найди пару»

Поставьте вместе пару туфель. Дайте одну в руки ребенку и попросите его найти вторую. Если ему это удастся, принесите еще одну пару. Если ребенок затрудняется в поиске, помогите ему.

«Башня из кубиков»

Постройте из кубиков небольшую башню. Предложите сделать это ребенку. Это поможет ему развивать умение координировать свои движения.

Занятия с ребенком 1-2 лет

Какими бы ни были ваши игры с ребенком дома, главное, чтобы в это время ребенок чувствовал, что вы принимаете участи в его изучении мира, помогаете ему и всегда остаетесь рядом.

«Массаж и пальчиковые игры»

В свободную минуту берите руки вашего ребенка в свои, и слегка массируйте каждый палец по очереди. При этом можно читать какой-нибудь стишок или напевать песню. Пальчиковые игры помогут развивать воображение и мелкую моторику.

«Перебери крупу»

Чтобы занять ребенка на время полезным делом, насыпьте в кастрюлю или формочку немного риса (гречки, гороха) и дайте перебирать. Это будет способствовать развитию мелкой моторики рук. Обязательно приглядывайте за ребенком, чтобы он не наелся сухой крупы.

«Перенеси водичку»

Для того, чтобы развивать координацию движений можно заняться переносом воды из одной кастрюли в другую с помощью чашек. Когда ребенок без проблем начнет справляться с этим заданием, покажите ему, как с помощью трубочки можно переносить воду из одной чашки в другую. Расскажите ребенку, как зажимать трубочку с водой, чтобы она не выливалась.

«Моем посуду»

Дайте ребенку любую пластиковую игрушку, таз с водой и губку. Покажите, что нужно с этим делать. Так ребенок выучит новый полезный навык. Так же ребенок будет рад, если вы позволите ему помыть посуду (хотя бы пластиковую).

«Нарисуй что хочешь»

Одно из самых полезных занятий – рисование. Рисовать можно пальцами, с помощью кисточек, ватными палочками, самодельными штампами.

«Раскрась силуэт»

Нарисуйте ребенку фигурку на бумаге, вырежьте ее, пусть он ее раскрашивает.

«Аппликация»

Если у вас имеется под рукой полупрозрачная бумага, наклейте на нее силуэт бабочки. Для этой же цели подойдет любая поверхность, которую можно использовать несколько раз. Дайте ребенку полоски цветной клеящейся бумаги, пусть он раскрашивает бабочку в технике аппликации, приклеивая эти кусочки на силуэт бабочки. Силуэт для рисунка можно выбрать любой.

«Телефонный разговор»

Для развития речи подходят игрушечные или старые ненужные телефоны. Используйте их, чтобы вести диалог, так с интересом ребенок будет учиться говорить.

«Чаепитие»

С помощью игрушечного набора чашек и чайничка можно не только развивать навыки самообслуживания, но и способствовать развитию коммуникабельности.

«Прикрепи прищепку»

Из плотного картона можно вырезать различные фигурки и к ним прикреплять прищепки. Так же можно взять пустые коробки, банки с не острыми краями. Таким образом, вы будете развивать мелкую моторику и координацию у ребенка.

«Домашний баскетбол»

Для того, чтобы играть вам понадобятся мягкие кубики или мячики и большое ведро. Отойдите с ребенком на некоторое расстояние, чтобы он мог докинуть до ведра мячик. Пусть старается попасть в него. Для усложнения можно в дальнейшем взять ведро поменьше. Так вы поможете ребенку развивать координацию движений.

«Сенсорные бутылочки»

Наполните небольшие пластмассовые бутылки разными предметами и веществами. Такие игрушки помогут ребенку научиться отличать различные по свойствам предметы еще и по звуку. Таким образом развивается его сенсорное восприятие.

«Башня из кубиков»

Можно построить с ребенком башню из кубиков, подручных материалов, а затем кидать в них мяч с небольшого расстояния, чтобы разбить башню. Это так же будет тренировать его координацию.

Занятия с ребенком 2-3 лет

Занятия с детьми третьего года жизни имеют свою специфику.

Во-первых, необходимо предоставлять ребенку больше самостоятельности.

Во-вторых, следует уважительно относиться к ребенку, признавать его право на собственный выбор.

В-третьих, помощь и контроль за действиями ребенка должны осуществляться тактично.

В-четвертых, начните приучать ребенка к порядку, дисциплине, чистоте и качественному выполнению какой-либо деятельности.

«Матрешка»

Если ранее ребенок еще не освоил понятие относительности величины, то начинать заниматься следует с 2-х соседних матрешек, постепенно увеличивая сложность по мере того, как ребенок будет овладевать действиями с ней. Так же можно предложить ему поиграть с другими предметами, которые вкладываются один в другой. Это будет способствовать развитию восприятия, обогащению сенсорного опыта и развитию зрительно-двигательной координации.

«Доски с заданиями»

На доске имеются различные задания для ребенка, которые необходимо выполнить. Набор может быть самым различным. Застегнуть замок, закрыть замок, завязать шнурки, включить/выключить выключатель и т.п. Так же широко используется набор досок с различными свойствами (величины и формы). Предлагайте ребенку найти, какая фигура должна находиться на том или ином месте. Для усложнения задания можно соединить доски с формой и величиной вместе.

«Изучаем цвета»

Если ребенок уже выучил основные цвета, постепенно вводите новые цвета. Для этого можно использовать кубики, рисунки, аппликации. Попросите ребенка рассортировать предметы по цвету в разные кучки или коробочки.

Если ребенок ошибается, подсказывайте ему. Чтобы помочь ориентироваться с новыми цветами, для начала можно положить по одному кубику каждого цвета в коробку и попросить положить в нее такие же кубики, как тот, что в коробке.

«Рисование»

Научите ребенка правильно держать карандаш и кисть. Сначала сделайте пару движений сухой кистью или карандашом, держа руку ребенка в своей. Обмакните кисть в краску и попробуйте вместе что-то нарисовать. Затем можете передать инициативу в руки ребенка, пусть рисует что хочет. Это задание хорошо тренирует координацию движений, мелкую моторику, дополнительно позволяя закреплять цвета.

«Веселые бусинки»

Подберите для ребенка бусинки разной величины, формы, цвета и пару шнуров. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не спадали. Научите ребенка нанизывать бусины на шнур. Когда он закрепит этот навык, предложите ему нанизывать бусины определенной величины или цвета, от большей к меньшей и т.д. Это так же тренирует мелкую моторику и способность ориентироваться в размерах предметов.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Игры с мячом позволяют тренировать ловкость, координацию движений, быстроту реакции. Кроме того, учат подчиняться правилам.

Предложите ребенку следующие задания:

  • Подкидывать мяч вверх и ловить его двумя руками.
  • Ударить мячом об пол, чтобы он отпрыгнул как можно выше.
  • Ударить по мячу ногой, чтобы он укатился как можно дальше.
  • Бросать мяч друг другу и ловить.
  • Попасть мячом в коробку, постепенно увеличивая расстояние до нее и усложняя задание: кинуть двумя руками, затем одной (правой, левой).
  • Катнуть мяч так, чтобы он попал между двумя предметами (ножками стула, стола и т.п.) сначала двумя руками, затем каждой по очереди.

«Пройди по веревочке»

На полу разложите веревочку или ленточку. Попросите ребенка пройтись точно по ней. Сначала это может быть прямая, потом извилистая тропинка. Это упражнение тренирует координацию и способность удерживать равновесие.

«Чего не хватает на столе?»

Это упражнение предназначено для развития памяти и внимания ребенка.

Разложите на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки. Затем попросите ребенка отвернуться, и уберите одну игрушку со стола. Ребенок поворачивается, и вы спрашиваете «Угадай, чего не хватает на столе?». Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.

Можно использовать другой вариант игры, когда игрушки добавляются. Тогда вы спрашиваете: «Посмотри, что нового появилось на столе? Какая игрушка?».

По мере усвоения ребенком смысла игры усложняйте задание: меняйте расположение игрушек относительно друг друга или предложите запомнить расположение больших предметов в комнате, одежду на себе и т.п.

Разрезные картинки

Возьмите картинку с нарисованным на ней предметом, который хорошо знаком вашему ребенку. Разрежьте ее пополам и предложите ему соединить их вместе и угадать, что это за предмет. Если ребенку пока сложно справиться с этим заданием, положите рядом такую же целую картинку, чтобы ему было на что ориентироваться. По мере усвоения усложняйте задание, разрезая картинку на 3, 4 части.

Лепка

Возьмите небольшой кусочек пластилина, разомните его и покажите, что можно сделать с его помощью. Это может быть аппликация на картоне, самостоятельная объемная фигура. Такие упражнения хорошо развивают мелкую моторику и воображение ребенка.

Вырезание

Купите ребенку ножницы с закругленными концами и научите его ими пользоваться. Пусть ребенок под вашим руководством попробует что-нибудь вырезать. Для начала это могут быть полоски бумаги или многоугольники, постепенно усложняйте задание и предлагайте вырезать несложные фигуры по контуру.

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог Костеева Елена Олеговна

СКАЧАТЬ Практикум для родителей в электронном варианте (doc/docx)

Запись на индивидуальную консультацию по телефону: 22-03-53