Кто же такие дети «группы риска»?
Выделяют следующие категории детей:
- дети, имеющие проблемы в развитии (дети-инвалиды, дети с ОВЗ);
- дети, оставшиеся без родителей по разным причинам;
- дети из неблагополучных семей, в том числе асоциальных, криминальных;
- дети с признаками дезадаптации (социальной, психологической);
- дети из малообеспеченных семей, нуждающиеся в социально-экономической поддержке.
Проблемы детей «группы риска»
- Медицинские (имеют хронические заболевания, проблемы со слухом, зрением, речью, опорно-двигательным аппаратом, интеллектом, часто болеют, стоят на учёте у психоневролога).
- Учебно-педагогические (имеют стойкую неуспеваемость, прогуливают уроки без уважительных причин).
- Психологические (имеют нарушения в поведенческой, эмоционально-волевой сферах, вредные привычки, испытывают трудности в общении с учителями, сверстниками, родителями).
- Социальные (проживают в неблагополучных, асоциальных, криминальных, малообеспеченных семьях, живут не с родителями).
Задача педагогов образовательных организаций социализировать этих детей. Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам необходимо проводить с детьми «группы риска» психолого-педагогическую работу, корректировать их поведение, выявлять интересы, склонности, включать в различные кружки и секции.
Уважаемые педагоги, обратите внимание на ниже приведенные рекомендации.
Рекомендации
по тактике поведения с обучающимся «группы риска»
- С обучающимся «группы риска» работайте на всех уровнях: родители, педагоги, сверстники.
- Принимайте подростка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
- Не предъявляйте к нему повышенных требований.
- Не требуйте беспрекословного подчинения.
- Не обсуждайте его проблемы в присутствии других взрослых и сверстников.
- Вызывайте подростка на открытую беседу.
- Не разговаривайте с ним грубо и высокомерно, не используйте нецензурные слова.
- Постарайтесь понять его проблемы и встать на его место.
- При общении используйте позицию «наравне».
- Будьте терпеливы и выдержанны. Колебания вашего настроения улавливаются подростком, своим поведением он может вызвать у вас агрессию.
- Сдерживайте негативные эмоции и не дайте им выйти из-под контроля.
- Не ждите открытого разговора при первой встрече, вам еще необходимо завоевать его доверие, открытость и расположение.
- Выступайте на родительских собраниях и классных часах.
- Держите постоянную связь с семьей подростка и его ближайшим окружением.
- Найдите значимого человека, который может оказать влияние на подростка, и действуйте через него, с целью ликвидации возникших проблем.
- Разработайте в школе совместную программу сопровождения ребенка «группы риска».
- Принимайте активное участие в неделе правовых знаний, разъясняя подросткам нормы поведения в обществе, формируя ценности и ориентируя на здоровый образ жизни.
- Контролируйте время препровождение подростка в досуговой среде и направляйте его поведение по верному пути в позитивное русло.
Будьте человеком с большой буквы! И тогда у подростка Вы завоюете уважение и авторитет!
Автор-разработчик:
педагог-психолог Стебенева Наталия Викторовна
СКАЧАТЬ Практикум для родителей в электронном варианте (doc/docx)