Пространственная организация включает в себя:

— использование схемы, плана школы. Растерянность, тревога ребёнка уменьшается, если он четко усвоит свое основное место занятий, свою деятельность в других местах школы, где он бывает.

— четкий отбор предметов, необходимых для обучения соответствующему навыку;

— доступное расположение предметов, необходимых для выработки навыка. Это необходимо учитывать в целях повышения самостоятельности ребенка;

— правильная организация учебного места («рабочего» места ребенка).

 

Организация учебного места:

  1. Стол, стул — по росту ребенка (ноги должны касаться пола всей ступней, крышка стола, при прямой посадке ребенка, находиться на уровни его груди); стеллаж или тумбочка. Поставить их необходимо так, чтобы занимаясь, ребенок не отвлекался: не мог смотреть в окно, в коридор, не отвлекался на предметы в комнате.
  2. Размещение материалов. Материалы, необходимые для занятий, нужно разместить на стеллаже (тумбочке), слева от стола. Каждое задание размещается в соответствующей коробке, например, при обучении аппликации в коробке находятся цветная бумага, бумага для фона, клей, ножницы и т.п. Справа от стола размещается коробка для отработанного материала.

 

Временная организация ребенка с РДА.

Такому ребенку необходима помощь в организации себя во времени:

— четкое и стабильное расписание каждого текущего школьного дня;

— конкретный порядок переключения от одного занятия к другому;

— порядок дней в неделе;

— смена рабочих дней и каникул, праздников в течение школьного года.

Помощь в освоении этих расписаний должна быть наглядной, детальной, конкретной и адресованной лично ребёнку (в виде записи в дневнике, в записной книжке, висеть на стене рядом с партой или состоять из рисунков, фотографий).

 

Приёмы работы по организации временного пространства ребенка:

— Календарь — поможет усвоить ребенку такие понятия как «вчера», «сегодня», «завтра», «день недели», «число», «месяц»; попутно будет способствовать развитию речи, элементарных математических навыков, пониманию окружающей ситуации.

Дневное расписание — отмечены основные моменты дня ребенка. Дневное расписание располагается в раздевалке. Ребенок знает, что он будет делать на протяжении дня.

Рабочее расписание — это, как правило, альбом со значками для сличения.

Транзитная карточка (любой живой рисунок) — это сигнал, что ребенок должен идти обратно к расписанию.

Надо учить, как использовать расписание. В результате — значительно улучшиться самоорганизация, уменьшиться «поведенческие» проблемы, связанные с импульсивностью, отвлекаемостью, трудностью переключения. Новые занятия, вводимые как дополнение, развитие устойчивого порядка расписания легче воспримутся таким ребенком, обычно отвергающим любые попытки перемен.

 

Организационные навыки.

Даже успешный ученик с диагнозом «аутизм» может забыть взять с собой ручку на урок или перепутать срок для сдачи задания. Проблема забывчивости может быть решена, к примеру, при помощи наклеек на уголках тетрадей с изображением ручки или листочков с напоминаниями о домашних заданиях, которые должны быть выполнены в определенный срок.

Следует всегда поощрять учащихся за то, что они вспомнили о забытых прежде вещах. И не стоит ругать их за ошибки или неудачи.

Организация своего рабочего места аутичным ребёнком показательна:

— дети, столы и шкафы которых опрятны, как правило, очень восприимчивы к любым переменам и тяготеют к постоянству во всем. Поэтому к вмешательству в привычный распорядок вещей у таких учеников стоит отнестись очень внимательно.

— ученики, у которых на столах и в шкафчиках царит настоящий хаос, нуждаются в постоянной помощи в уборке и систематизации школьных принадлежностей, чтобы ребенок был в состоянии найти необходимые ему предметы. Без специального обучения этот ребенок просто не в состоянии справиться с подобного рода организационными задачами.

 

Рекомендации по обучению организационным навыкам:

  1. Организуйте для аутичного ребенка в школе «безопасное место» или помогите найти ему «безопасного человека». Повышение уровня необычного или проблематичного поведения может указывать на увеличение уровня стресса. Иногда стресс вызывает у ребёнка чувство потери контроля, тогда и необходима возможность уйти в «безопасное место» для того, чтобы стабилизировать свое состояние.
  2. Будьте максимально конкретными.  Помните, что выражение лица и другие социальные сигналы могут не работать в их случае. Избегайте задавать такие вопросы, как: «Почему ты это сделал?». Вместо этого, вы можете сказать: «Мне не понравилось, как ты захлопнул книгу и бросил ее на стол. Пожалуйста, положи книгу на стол тихо».
  3. Разбивайте задание на более мелкие шаги или представьте по-другому (например, визуально, словесно, физически), если вам кажется, что ученик не в состоянии выполнить задачу.
  4. Избегайте словесных перегрузок. Будьте точны в своих высказываниях. Используйте короткие предложения.
  5. Заранее готовьте аутичного ребенка к любым изменениям в окружающей среде или распорядке дня, к замене учителя и т. д. Можно использовать наглядные расписания или визуальные объяснения для подготовки к изменениям.
  6. Предлагайте ребёнку записывать вопрос или утверждение, если он склонен к использованию повторяющихся навязчивых выражений или вопросов. Когда начинается процесс написания, аутичный человек, как правило, отвлекается и прекращает повторяющееся поведение.
  7. Если это не работает, запишите его  вопрос или утверждение, а затем попросите его сформулировать и записать логический ответ или ответ, который он бы хотел от вас услышать. Это отвлечет его от эскалации спора или повторения навязчивого вопроса
  8. Если ребенок не умеет читать или писать, тогда в этом случае может помочь ролевая игра, в которой уже вы зададите ему этот вопрос, а он даст на него ответ.
  9. Не полагайтесь на аутичного ребёнка, чтобы передать важные сообщения для их родителей о школьных событиях, заданиях, правила и т.д.
  10. Даже отправка домой записок для родителей иногда не срабатывает, так как ребенок теряет их или забывает об их существовании. В этом случае телефонные звонки будут более надежным способом передачи информации. Кроме того, частое и плотное взаимодействие между учителем и родителями аутичного ребенка имеет огромное значение.
  11. Заранее поговорите с одним из лояльных одноклассников ребенка о том, чтобы он или она взял(а) аутичного ученика в качестве партнера на уроке, если какая-либо деятельность в классе предполагает разделение по парам.
  12. Планируйте индивидуально адаптированный ритм занятий для аутичного ребёнка, возможность переключения и отдыха (в условиях работы в классе возможность прослушать с помощью плейера определенный текст, музыкальный отрывок, а затем вернуться к общему занятию).

 

Особенности организации процесса обучения.

Трудности произвольного сосредоточения, концентрации внимания на совместной деятельности, подражания определяют особую тактику в организации самого процесса обучения.

С ребенком (с помощью расписания) должна быть специально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку.

Последовательность операций должна быть представлена ребенку наглядно.

В связи с трудностью подражания, переноса схемы действия на себя (предлагаемого ребенку по показу) — взрослый начинает работать руками ребенка. Постепенно, с усвоением схемы действия физическая помощь уменьшается и увеличивается роль вербальной регуляции.

Для аутичного ребёнка более продуктивен путь освоения знаний — от целого к проработке его частей. Необходимо учитывать, что когда мы учим его чему-нибудь, должны сразу дать образец, готовый к использованию: идти к чтению через отработку глобального узнавания простых слов, к письму через освоение сразу написания целых букв и слов; обучать арифметике, сразу начиная с простейших счетных операций.

Неудача может провоцировать возникновение поведенческих проблем — углубление аутизма, проявление негативизма, агрессии, самоагрессии. Здесь уместен следующий педагогический прием: сначала педагог помогает ребенку выполнить новое задание и создает у него впечатление успеха, убеждение, что это он уже может делать. Лишь после этого начинается собственно работа обучения новому навыку, но представляется она как совершенствование того, что ребенок уже может делать.

Перед ребенком, на данном этапе, ставятся не организационные, а учебные задачи — это стимулирует самостоятельность, повышает уверенность в себе, снижает тревожность, решает некоторые поведенческие проблемы.

 

Некоторые приёмы смысловой ориентации ребёнка в школе.

Развитие способности аутичного ребенка адекватно оценивать смысл происходящего и организовывать поведение в соответствии с этим смыслом требует специальной работы.

Среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру. С ним ничто не должно происходить механически:

— расписание составляется для него прежде всего осмысленно связно, много раз проговаривается, обсуждается;

— любое действие планируется с целью получения хорошего результата;

— любое совершающееся действие комментируется, осмысливается, потом к нему возвращаются и оно оценивается снова с точки зрения его смысла, пользы, радости, которую оно всем доставило.

Всякий навык осваивается для непосредственного практического использования в жизни сейчас или потом, в будущем, когда ребенок вырастет. Так, например:

— научиться читать по текстам, специально составленным для каждого ребенка его родителями с напоминанием о чем-то личном, с пожеланием, похвалой;

— научиться писать — чтобы записывать задание, писать рассказ родителям о том, что происходило в школе;

— считать — чтобы, моделируя жизненные ситуации, использовать   математический расчет.

Вне зависимости от уровня своего умственного развития аутичные дети без специальной работы не начинают практически использовать свои достижения.

Такие дети должны получить помощь в осознании того, что они любят и не любят, к чему привыкли, что им хочется изменить, что такое хорошо и что такое плохо, чего от них ждут другие люди, где границы их возможностей. Все это они могут усвоить, только подробно проживая ситуации, сопереживая вместе с близким взрослым — родителем, учителем.

Для этого очень важен развернутый эмоциональный подробный комментарий взрослого:

— эмоциональная фиксация взрослым всего того, что происходит с ребенком, что он видит, слышит, ощущает, желает, возможно, может вспомнить в связи с происходящим;

— заражение ребенка ориентировкой взрослого в происходящем.

Педагог должен отчасти уподобиться восточному певцу, который поет о том, что видит, что переживает сейчас.

В ситуации, когда необходимо общее усвоение ребенком смысла происходящего, важен весь речевой контекст с информацией, которая дается через слово, через смысловые ударения, интонации, мелодику голоса.

А в ситуации обучения учебным навыкам речевая инструкция должна быть дозирована и упрощена, содержать только самые существенные указания к действию.