Социализация – это достаточно сложный и непрерывный процесс становления личности, который заключается во включении ребенка в социальные отношении, формировании собственного «Я», усвоении образцов поведения, ценностей и социальных норм. Ребенок приобретает определенные навыки, знания, умения, необходимые для успешного функционирования в обществе.
Для успешной и постепенной социализации детей-инвалидов и усвоения ими норм поведения, трудовой и нравственной культуры, культуры общения, необходимо создать условия социально-педагогического воздействия, которые помогут решить проблемы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией детей-инвалидов. При этом необходимо учитывать их личные интересы и возможности.
Наиболее актуальная проблема современного общества — обучение детей-инвалидов в условиях общеобразовательной организации. В настоящее время необходимо решать актуальные вопросы, связанные с обеспечением необходимых условий, которые позволят детям-инвалидам включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Конечно, не все категории детей-инвалидов могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть может.
К пребыванию в общеобразовательной школе дети-инвалиды и их родители относятся не однозначно и в некоторой степени даже настороженно. Однако, дети-инвалиды с легкими, не явными нарушениями здоровья, наоборот, стремятся попасть в коллектив здоровых детей, чтобы чувствовать себя таким же ребенком, получать навыки общения и развития в благоприятной среде.
Дети-инвалиды имеют свои особенность, отличаются от здоровых детей, они «другие», что накладывает определенный отпечаток на их дальнейшее жизнеустройство.
У детей-инвалидов наблюдается обострение таких эмоциональных состояний, как чувство страха, стыда, обиды, неуверенности в себе и как результат — заниженная самооценка, самоотстранение и изоляция от общества.
Социально-педагогическое сопровождение и помощь детям-инвалидам, которые являются учащимися школ, гарантирует их включение в полноценную и продуктивную жизнь общества.
В этой связи очень важно правильно организовать социально-педагогическое сопровождение, основная функция которого — помочь ребенку-инвалиду и его семье в решении проблемных ситуаций.
Компоненты социально-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в условиях массовой общеобразовательной школы следующие: диагностический, практический, консультационный, социально-реабилитационный и прогностический.
1). Диагностический компонент предполагает изучение личности самого ребенка, состояние его эмоциональной, интеллектуальной, волевой и других сфер. В ходе диагностики выявляются основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия самого себя и имеющегося дефекта, дается характеристика развития личности и характеристика взаимоотношений с окружающей средой.
2). Практический компонент включает выбор и реализацию конкретных мер, форм и средств социально-педагогической помощи детям-инвалидам.
3). Консультационный компонент — направлен на преодоление затруднений, которые испытывает ребенок-инвалид, выявленные в результате оказания индивидуальной консультативной помощи
4). Социально-реабилитационный компонент реализуется на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, разработанных совместно медицинскими и педагогическими работниками.
5). Прогностический компонент позволяет учитывать потенциальные возможности ребенка-инвалида к обучению в условиях общеобразовательной школы. Специалист должен изучить особенности дефекта, имеющиеся у ребенка-инвалида, влияние последствий на его жизнедеятельность и тенденции развития последствий этого дефекта.
При условии создания в школе полноценной безбарьерной среды все дети смогут чаще посещать занятия и внеурочные мероприятия, что позволит им быть более социализированными и адаптированными в обществе.
В настоящее время быстрыми темпами развивается и широко внедряется инклюзивное образование, т.е. доступное образование для всех детей, в том числе и детей-инвалидов.
Ребенок–инвалид имеет возможность свободно развиваться и общаться вместе со своими сверстниками в условиях, гарантирующие ему всестороннюю поддержку, возможность самореализации и активного участия в жизни общества.
Эффективность социальной интеграции детей-инвалидов зависит от двух значимых социально-психологических факторов:
– воспитания психологической толерантности к детям-инвалидам в образовательных организациях, от формирования желания и умения обучающихся и педагогов, оказать им помощь в самореализации;
– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности всех участников образовательного процесса.
Для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения детей-инвалидов необходимо учитывать эти факторы
Рекомендации для педагогов по тактике поведения с детьми-инвалидами в условиях образовательного процесса.
1). Активно включать детей-инвалидов в разнообразные виды коллективной и индивидуальной деятельности, расширять их круг интересов, творческие возможности.
2). Привлекать к творческим делам, конкурсам и выставкам, организовывать семейные праздники.
3). Приобщать детей-инвалидов к спорту, вести здоровый образ жизни.
4). Помочь ребенку-инвалиду осознать свою значимость в детском коллективе, обществе в целом.
5). В процессе обучения следует:
— всегда использовать четкие указания;
— разъяснять задания поэтапно;
-учить детей выполнять задания в определенной последовательности;
— инструкции к выполнению задания повторять четко и ясно;
— выполненное задание (например, упражнений по математике) следует продемонстрировать учителю.
6). Использовать различные виды деятельности:
— на каждом уроке чередовать занятия и физкультурные паузы;
— предоставлять детям дополнительное время для завершения задания;
— предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
— использовать тестовые задания;
-чаще использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;
— обеспечивать учащихся планом занятия.
7). Применять следующие способы оценки знаний и достижений учащихся:
— использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
— ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
— на уроке оценивание работы учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
— акцентирование внимания на хороших оценках;
— предоставление возможности переделать задание, с которым ученик не справился;
— повторная оценка переделанных работ;
— использование системы оценок достижений учащихся.
8). Организовать учебный процесс, в ходе которого:
— использовать чаще вербальные поощрения;
— свести к минимуму наказания за невыполнение правил;
— ориентироваться на ситуацию успеха;
— составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьников;
— предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
— разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
— игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
— разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
— осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление ребенка-инвалида.
Рекомендации для обучающихся по взаимодействию
с ребенком-инвалидом:
1). Запомни, что ребенок-инвалид — это равноправный участник образовательного процесса;
2). Относись толерантно, терпимо, с заботой к ребенку-инвалиду;
4). Помогай ребенку-инвалиду активно развиваться и совершенствоваться (с его позволения);
5). Не надо бояться ребенка-инвалида и проявлять к нему чувство жалости, узнай о нем больше, постарайся подружиться.
Помни, у детей-инвалидов есть огромная потребность учиться, развиваться, работать и иметь друзей, быть равноправным и достойным членом общества.
Интернет источники:
Автор-разработчик:
социальный педагог Шершнева Елена Владимировна