Ваш ребёнок не может усидеть на одном месте? Ребёнок не концентрирует внимание на выполнении какого-либо задания? У ребёнка низкая мотивация к занятиям? Ему не интересно и скучно выполнять поставленные задачи? Тогда можно прибегнуть к применению в практике нетрадиционной методики обучения — акватерапии.
Акватерапия — это метод коррекции различного вида нарушений в развитии детей, при котором используют воду.
Как учитель-логопед хочу поделиться своим опытом в работе по преодолению речевых нарушений с использованием воды. Занятия с применением акватерапии благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребёнка, улучшают работоспособность, вызывают интерес к заданиям. Уроки приносят удовольствие и помогают более успешно усвоить навыки и знания, которые ребёнок получает во время игры с водой.
Предлагаею Вашему вниманию несколько игр, которые я использую в логопедической практике.
- «Пальчиковая гимнастика».
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.
Ход игры: проводим пальчиковую гимнастику, опустив руки в воду.
- «Буря».
Цель: выработка длительной и сильной воздушной струи.
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки, кораблик.
Ход игры:
Вариант №1. Ребёнок дует через соломинку в воду, создавая пузыри.
Вариант №2. Ребёнок сам дует на кораблик, перемещая его по поверхности воды.
Вариант №3. Дует южный ветерок (тёплая струю воздуха при верхней позиции языка «Ш»). Дует северный ветер (струя воздуха проходит по языку через приоткрытые губы «С»). Можно ввести в игру элемент соревнования.
- «Узнай игрушку».
Цель: формирование грамматического строя речи.
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки, игрушки животных.
Ход игры: ребёнок закрывает глаза, опускает руки в воду и находит какую-нибудь игрушку. Не вынимая её из воды определить, кто это такой. Посчитать: 1 кошка, 2 кошки, 3, 4, 5 кошек. Назвать семью, детёныша и детёнышей этого животного. Для развития связной речи составить описательный рассказ.
Вариант игры для детей 5, 5-6 лет: вместо игрушек использовать пластмассовые буквы.
- «Рыбка».
Цель: ориентировка в пространстве.
Оборудование: ёмкость с водой с прозрачным дном, непромокаемые фартуки, маленькая рыбка.
Ход игры: под ёмкость кладём шаблон в клетку 5х5. Просим ребёнка найти для рыбки «домик» в правом верхнем квадрате, 1 клеточка вверх и т. д.
- «Расширяем словарный запас».
Цель: развитие мелкой моторики, словарного запаса.
Оборудование: ёмкость для воды, непромокаемые фартуки, игрушки (овощи, фрукты и т. д.).
Ход игры: просим ребёнка достать круглый, оранжевый фрукт (апельсин) и т. д., при этом называя доставаемый предмет.
- «Генеральная уборка».
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки, игрушки, игрушечная посудка, зубная щетка.
Ход игры: ребёнок должен почистить зубной щёткой игрушки или помыть их в воде.
- «Марблс».
Цель: формирование фонематического анализа.
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки, марблс синего, красного и зелёного цвета.
Ход игры:
Вариант №1. Называем звук, ребёнок достаёт синий или красный марблс (закрепляем понятия гласный и согласный звук).
Вариант №2. Сколько слогов в слове, столько марблс достаём.
Вариант №3. Составить схематическое изображение слова.
Вариант №4. Сколько слов в предложении, столько марблс достаём.
Автор-составитель: учитель-логопед Горожина Л.А.