Советы родителям от учителя-дефектолога.

  Дефектолог – это педагог, занимающийся воспитанием и обучением детей, имеющих особенности развития, препятствующие получению ими образования. Другими словами, дефектолог – специалист, работающий с детьми, имеющими стойкие отклонения в развитии.

  В общем понимании, дефектолог – это и логопед, работающий над речью, и тифлопедагог, обучающий детей с нарушением зрения, и сурдопедагог, который занимается с детьми с нарушением слуха, и олигофренопедагог, который помогает обучаться детям с отставанием в интеллектуальном развитии. В любом случае, специалист должен иметь соответствующее образование и обширные знания по смежным дисциплинам (психологии, физиологии, медицине и др.).

  Спектр задач дефектолога достаточно широк: он должен проводить диагностику отклонений в развитии, уметь их классифицировать, находить индивидуальный подход к каждому ребенку, пути коррекции и компенсации выявленных отклонений, адаптировать программный материал к возможностям ученика, оказывать помощь в адаптации и социализации ребенка с проблемами в развитии.

Как правило, к учителю-дефектологу обращаются, когда родители понимают, что их ребенок не такой, как все: плохо говорит, не так себя ведет, не слышит и т.п. Бывает, что родители не замечают особенностей малыша, списывая их на возраст, на то, что «папа тоже поздно заговорил», или ищут другие объяснения. А драгоценное время уходит. Тогда посторонние люди (соседи, воспитатели, учителя) начинают предлагать им сходить к специалистам, что часто вызывает негативную реакцию и желание отсрочить визит к врачу или дефектологу. А время продолжает уходить… И вот, приходя к дефектологу, родители рассчитывают, что все проблемы если не сразу, то очень быстро исчезнут. Нужно помнить, что дефектолог – не волшебник, который решит все проблемы, он – помощник семьи и учителей, который поддерживает и направляет Вас на нелегком пути обучения и воспитания ребенка. Поэтому, прислушивайтесь к советам, которые дает специалист, и  настройтесь на серьезную совместную работу.

Не обижайтесь на педагога за неудобные для Вас вопросы, которые он может задать во время обследования. Возможно, выводы, которые сделает дефектолог, огорчат или расстроят Вас. Но Вы должны знать: педагог не имеет целью обидеть Вас и Вашего ребенка. Дефектолог настроен на выявление проблемы и поиск путей решения – ищите их вместе. Будьте товарищами, а не противниками!

Что делает учитель-дефектолог:

— проводит всестороннее педагогическое обследование ребенка, выявляя особенности психических процессов ребенка, устанавливает актуальный уровень овладения программным материалом,  определяет его потенциальные возможности и круг интересов, на которые можно будет опираться при организации учебного процесса;

— развивает психические процессы и формирует универсальные учебные действия у ребенка, стимулирует познавательную активность, а также работает над социализацией ребенка;

— помогает в усвоении знаний, закрепляет уже имеющиеся навыки и учит использовать знания, умения и навыки в разных ситуациях, развивает гибкость мышления ребенка;

— формирует речевую деятельность и способствует повышению коммуникативной активности детей.

 В своей работе учитель-дефектолог обязательно учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, опираясь на его сильные стороны и формируя слабые, способствует непрерывному гармоничному  развитию каждого ребенка. В ходе своей работы педагог обязательно консультирует родителей по проблемам воспитания и обучения дает им разные советы по вопросам взаимодействия с ребенком.

Итак, несколько советов от дефектолога:

  • Не тяните время! Как только у Вас возникли сомнения, правильно ли развивается ребенок, – сразу обращайтесь к специалистам! Вовремя оказанная медицинская помощь может минимизировать отклонения в развитии. Вовремя начатая педагогическая работа над исправлением недостатков – одно из важнейших условий ее результативности. Не надо акцентироваться на решении вопросов «Почему так получилось?» и «Кто в этом виноват?». Решайте вопрос «Что делать?»!
  • Если Вы занимаетесь с дефектологом, помните – занятия должны быть систематическими. Старайтесь не пропускать и регулярно выполняйте задания педагога. Результаты от занятий не у всех детей проявляются сразу. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка и верьте в успех. Не допускайте в его присутствии высказываний о том, что ничего у него не получается, что он не может чего-то понять. Не обижайте своего ребенка! Поддержите его!
  • Оценивайте своего ребенка только исходя из того, что он умел раньше и что умеет сейчас. Вспомните, каким он был Ваш ребенок, и посмотрите, каким стал. Не унижайте его сравнением с другими детьми. Примите и полюбите малыша таким, какой он есть!
  • Предъявляйте ребенку требования! Не стремитесь все выполнять за него, пусть у ребенка будут обязанности по дому. Это вселит в него уверенность, поможет воспитанию самостоятельности. Но будьте разумны в своих требованиях. Они должна быть посильными для ребенка. Доверяйте своему ребенку! Из любви к ребенку родители часто стремятся сделать всё для своего малыша и за своего малыша. Угадывая все желания ребенка и ограждая его ото всех трудностей, помните, что Вы растите Человека, Личность. Дайте ему свободу! Малыш не научится подниматься, не падая!
  • Не надо учить ребенка через муштру, заставляя зубрить то, что ему непонятно, механически раз за разом повторять одни и те же действия. Лучше учиться вместе с ребенком. Научитесь получать удовольствие от совместных занятий. Ищите новые игры, совершенствуйте и изменяйте уже знакомые. Не бойтесь давать ребенку те задания, с которыми он уже научился справляться, они помогут ребенку почувствовать себя успешным. Открывайте пути, по которым малыш сможет пройти. Поддерживайте своего ребенка!
  • Интересуйтесь своим ребенком, не будьте равнодушны! Есть дети, которые очень медленно развиваются, но они РАЗВИВАЮТСЯ! Есть дети, которые с большим трудом усваивают самую легкую программу, но УСВАИВАЮТ! Не стесняйтесь спросить у специалистов об особенностях развития и возможностях ребенка, о том, как с ним заниматься. Сейчас в свободном доступе много разной информации, нужно лишь желание.
  • Учитесь слушать своего ребенка! Часто дети пытаются сказать или всем своим поведением показать, в чем они нуждаются, что их огорчает или беспокоит, от чего им плохо или хорошо. Задача родителя – быть внимательным и научиться понимать эти знаки. Но не путайте потребности с капризами.
  • Дети не любят делать то, что им неинтересно. Старайтесь разнообразить ваши занятия, так, чтобы малышу нравилось учиться. Известно, что ребенок-дошкольник развивается в игре, но и младшие школьники еще не прочь поиграть. Учитывайте желания и потребности ребенка. Подбирайте игры и задания, которые вызовут у него эмоциональный отклик. Играйте с ребенком!
  • Хвалите ребенка! Помните только, что похвала должна быть заслужена. Если ребенок не достиг ожидаемого результата, то похвалите его за старания. Обязательно поощряйте за хорошо выполненную работу. В качестве поощрения можно использовать и слова, и сладости, и игрушки, и мультфильмы. Выбирайте то, что понравится ребенку и будет значимо для него. Но поощрение должно соответствовать затраченным усилиям.
  • Не акцентируйте внимание на неудачах ребенка! Подчеркивайте успехи и радуйтесь достижениям ребенка. Он должен сам поверить в то, что МОЖЕТ учиться, видеть, что его победы, пусть самые маленькие, значимы для Вас! Создание постоянной ситуации успеха является одним из важнейших условий формирования стойкой учебной мотивации.
  • Самое главное – не оставляйте ребенка один на один с его трудностями!

 

Автор – разработчик: учитель-дефектолог Гревцева О.В.