«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами рук или ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
В последнее время родители часто слышат фразу: «Важно развивать у ребенка моторную ловкость». Большое значение в развитии ловкости ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики включает использование в работе разнообразных упражнений в виде движений, начиная с простых заданий «Покажи картинку», «Возьми игрушку», «Поймай мячик» с последующим усложнением «Построй башню», «Нарисуй рисунок…», «Вылепи из пластилина…».
Зачем развивать мелкую моторику?
Мозг человека – сложнейшая структура, изучением которой занимается ряд специалистов различных направлений. В передней извилине головного мозга находится зона, называемая психомоторной, такое название она получила в связи с тем, что треть всей ее площади отвечает за работу кистей рук, соответственно созревание мозговых структур происходит быстрее и ребенок самостоятельно начинает рисовать, лепить, вырезать, конструировать и т.д.
Как развитие мелкой моторики влияет на развитие интеллекта?
Выполняя упражнения для мелкой моторики рук, одновременно ребенок задействует работу мышц и суставов. Также происходит развитие концентрации внимания, волевой регуляции произвольной деятельности. Ребенок не только выполняет задание, но учится преодолевать трудности, формируя волевые качества личности. К тому же, собирая бусины и конструктор, работая с пластилином, создавая поделки и аппликации, у ребенка развивается гибкость мыслительных процессов, воображение и эмоционально–волевой сферы.
Каждый ребенок растет, и вместе с ним растут его возможности, а значит, укрепляя мышцы ребенка, родители дают ему больше навыков и способностей для гармоничного развития и самореализации.
Какие игры по развитию мелкой моторики использовать?
Игры и упражнения, направленные на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, помогают ребенку знакомиться с окружающим миром, изучать противоположности (горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твёрдое, высокое — низкое, большое — маленькое и пр.). Кинестетические ощущения возникают у человека в момент движения и помогают узнать, насколько комфортно человеку в определенном положении, состоянии, ситуации, удобно ли мы сидим, лежим, стоим, легко ли мы двигаемся и выполняем определенные действия с предметами.
Виды направлений для развития кинестетической чувствительности:
— пальчиковые игры, разминки, гимнастика;
— использование материалов:
- для творчества (краски, мелки, пластилин, глина);
- природных материалов (шишки, камешки, зернышки, крупы, гербарий);
- декоративных материалов (разноцветные палочки, камешки, бусинки, шнуровки, кнопки, пуговицы);
- специального коррекционно-обучающего инструментария (сенсорные дорожки, коврики, развивающие объемные фигуры, шнуровки, конструкторы, лабиринты и т.д.).
Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.
«Аппликация» | Цель: создание определенного рисунка или поделки.
Техника. Ребенок работает с бумагой по-разному: мнет, рвет, режет, мажет, придавливает, приклеивает, складывает. |
|
«Рисование» | Цель: создание рисунка на заданную тему.
Техника. Ребенок рисует мелками, карандашами, пастелью (восковыми мелками), красками акварельными или специальными пальчиковыми красками любой |
|
«Конструирование» | Цель: создание образов или предметов из готовых деталей, элементов или макетов.
Техника. Ребенок развивает мышление с помощью мозаики, конструктора, кубиков, дидактических игр, макетов, моделей транспорта и т.д. |
|
«Игры с крупами и семенами» | Цель: создание поделок или воспроизведение сюжета игры.
Техника. Ребенок играет с крупами, семенами, листьями гербария, отыскивает или прячет в них шарики, игрушки или камушки, делает поделки. |
|
«Самомассаж и пальчиковые игры» | Цель: изображение или имитация определенных действий животных, людей, предметов.
Техника. Ребенок совместно с родителями играет в пальчиковые игры, сопровождая свои действия словами, стихотворениями, песенками. |
Автор – разработчик: педагог-психолог Кузина Ольга Александровна