Горожина Л. А., учитель-логопед
Как правило, красивый почерк, это результат регулярных и упорных занятий. Ещё на этапе подготовки к школе закладываются первые навыки для будущего формирования процесса письма.
Рекомендовано начинать обучать письму в возрасте 7 лет, но базу необходимо закладывается ещё в раннем детстве. Если с раннего детства с ребенком не проводились упражнения по письму, то скорее всего, возникнут следующие трудности:
— ребёнок не соблюдает границы написания строк на листе (дезориентация на листе);
— слова «прыгают» по строчкам;
-неразборчивое написание сходных по графомоторике букв;
— неправильное написание соединений между буквами;
— разный наклон букв;
— разный размер букв;
— слишком слабый или слишком сильный нажим букв;
— слишком мелкие или крупные буквы.
Предлагаем упражнения для формирования красивого почерка
Что бы научить писать красивым почерком, надо систематически и упорно выполнять ряд упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, на развитие мышц спины, плечевого пояса и рук, формирование пространственной ориентации, развитие внимания и графомоторных навыков.
1.Упражнения для укрепления мышц спины и плечевого пояса.
- Упражнение «Хождение на руках». Ребёнок передвигается по земле с помощью рук, взрослый держит его ноги.
- Упражнение «Планка».Исходное положение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.
2.Упражнения для развития мелкой моторики.
- Занятия с пластилином:
— отрываем маленькие кусочки, наклеиваем на картон и размазываем;
— раскатываем длинную колбаску и сдавливаем ее пальцами по всей длине;
— скатываем шарик и раздавливаем его ладонями.
- Упражнение «Пинцет». Перенос мелких предметов (бусинок, бисера) из одной ёмкости в другую.
- Нанизывание бусин на нитку.
- Конструирование из спичек.
- Плетение косичек.
- Шнуровки.
- Пальчиковая гимнастика.
3.Упражнения для формирования пространственной ориентации:
- Графические диктанты.
- Игра «муха» (перемещать предмет в сетке по инструкции);
- Упражнение для уточнения ориентации на листе бумаги.
- Копирование и переписывание чужих рукописных текстов:
— подложить копировальную бумагу и обводить буквы;
— сверху положить полупрозрачную бумагу и копировать текст;
— использовать тетради тренажёры для коррекции почерка.
Что бы почерк был красивым и разборчивым необходимо выполнять следующие условия:
— следить за осанкой и правильным положением ребёнка за столом;
— мебель должна соответствовать возрасту и росту ребёнка;
— рабочая рука должна иметь опору;
— следить за правильным захватом ручки, для этой цели используются специальные насадки, которые позволяют натренировать положение пальцев.
Уважаемые родители! Регулярные и интересные занятия помогут ребёнку уверенно писать, что существенно облегчит усвоение учебного материала.
Список используемой литературы
- Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа. — №11, 2000.
- Гурова Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму / Е.М.Гурова // Начальная школа. — №5. — 2009.
- Ильюхина В.А. Начальная школа: Обучение письму: Методика В.А.Ильюхиной: Книга для учителя. – М.Издательство «Первое сентября», 2003. – 256 с. (Я иду на урок).