Горожина Л. А., учитель-логопед 

 

Многих родителей беспокоит вопрос: «Когда и как учить ребёнка читать?» Некоторые современные авторы советуют приступать к обучению чтению уже в 2 года, что, конечно, является экстремальным и неправильным. Для каждого ребёнка существуют свои сроки и методы обучения. Кто-то с лёгкостью осваивает азбуку в 4 года, а кому-то и в школе тяжело даётся алфавит. Но желательно к началу школьного обучения знать буквы и уметь их складывать в слоги. Таковы особенности школьной программы.

Необходимо понять — готов ли ваш малыш освоить навык чтения.

Несколько критериев готовности ребёнка к обучению:

— правильное звукопроизношение (в конце статьи будет дан проверочный речевой материал для экспресс — диагностики звукопроизношения);

— сформированная способность дифференцировать схожие по звучанию звуки речи;

— развитый лексико-грамматический строй речи;

— умение пересказывать и рассказывать;

— сформированная ориентация в пространстве и времени, т. е. четкое понимание таких понятий как, «право», «лево», «ближе», «дальше», «сегодня», «завтра» и т.д.

— наличие интереса к книгам: ребёнок любит смотреть, листать страницы книг, слушать как читают другие.

Не надо торопиться учить ребёнка читать, если он не готов к этому. У каждого малыша свой темп развития, свои способности и таланты. Никогда не сравнивайте его с другими детьми.

Трудности, с которыми сталкивается ребёнок:

— неправильное заучивание,напримербуква «де» вместо «д»;

— сложности при соединении букв в слоги;

— сложности в понимании прочитанного.

 

Как научить ребенка читать так, чтобы это занятие приносило удовольствие? Несколько рекомендаций:

— разбирать непонятные слова в тексте, обогащая при этом словарный запас;

— не торопиться переходить к чтению сложных слов;

— уроки чтения должны проходить в игровой форме;

— обязательно слушать чтение взрослого и пытаться следить глазами за текстом;

— хвалить ребёнка даже за незначительные достижения;

— просить ребёнка читать всё, что видит (названия магазинов, товаров, ценники).

До 7 лет ведущая деятельность это – игра, поэтому изучать буквы следует в игровой форме, например:

— слепить буквы из пластилина и попытаться с закрытыми глазами, наощупь назвать их;

— найти спрятанные буквы на картинке;

— найти заданную букву в тексте и подчеркнуть;

— определить зашумленные буквы;

— дописать недописанные буквы;

— раскрасить буквы;

— по дороге в садик, вспомнить изучаемую букву и придумать слова с ней;

— читать слоги в прямом и обратном направлении.

 

Предлагаем экспресс — диагностику.

Попросите ребёнка повторить слова. Если услышите нарушения в произношении звука, то рекомендуем обратиться на консультацию к логопеду.

С – сом, сани, косы, кости, нос
Сь – синий, такси, кассета, гусь
З – зубы, закат, коза, козлёнок, змея
Зь – земля, озеро, газета, мазь
Ц – цыплёнок, цепь, цветы, лицо, кузнец
Ш –шапка, машина, мышка, шалаш
Ж – жук, кожа, надежда
Щ –щука, овощи, вещь
Ч – чашка, очки, мяч
К-  корова, мука, сок
Кь– кит,  накипь, маки,
Г –  газон, гроздь, рога
Гь – гиря, гитара, сапоги
Х – хлеб, хобот, мох
Хь – хижина, мохер, крохи
Л – лапа, лук, платок, дятел
Ль – лев, пальма, пыль
Р –рысь, рука, баран, красный, комар
Рь – рюмка, Андрюшка, моряк, дверь

 

Уважаемые родители, проявите чуточку терпения и ваши труды будут вознаграждены.

 

Список используемой литературы

  1. О. Жукова «Учимся читать»