Горожина Л. А., учитель-логопед
Многих родителей беспокоит вопрос: «Когда и как учить ребёнка читать?» Некоторые современные авторы советуют приступать к обучению чтению уже в 2 года, что, конечно, является экстремальным и неправильным. Для каждого ребёнка существуют свои сроки и методы обучения. Кто-то с лёгкостью осваивает азбуку в 4 года, а кому-то и в школе тяжело даётся алфавит. Но желательно к началу школьного обучения знать буквы и уметь их складывать в слоги. Таковы особенности школьной программы.
Необходимо понять — готов ли ваш малыш освоить навык чтения.
Несколько критериев готовности ребёнка к обучению:
— правильное звукопроизношение (в конце статьи будет дан проверочный речевой материал для экспресс — диагностики звукопроизношения);
— сформированная способность дифференцировать схожие по звучанию звуки речи;
— развитый лексико-грамматический строй речи;
— умение пересказывать и рассказывать;
— сформированная ориентация в пространстве и времени, т. е. четкое понимание таких понятий как, «право», «лево», «ближе», «дальше», «сегодня», «завтра» и т.д.
— наличие интереса к книгам: ребёнок любит смотреть, листать страницы книг, слушать как читают другие.
Не надо торопиться учить ребёнка читать, если он не готов к этому. У каждого малыша свой темп развития, свои способности и таланты. Никогда не сравнивайте его с другими детьми.
Трудности, с которыми сталкивается ребёнок:
— неправильное заучивание,напримербуква «де» вместо «д»;
— сложности при соединении букв в слоги;
— сложности в понимании прочитанного.
Как научить ребенка читать так, чтобы это занятие приносило удовольствие? Несколько рекомендаций:
— разбирать непонятные слова в тексте, обогащая при этом словарный запас;
— не торопиться переходить к чтению сложных слов;
— уроки чтения должны проходить в игровой форме;
— обязательно слушать чтение взрослого и пытаться следить глазами за текстом;
— хвалить ребёнка даже за незначительные достижения;
— просить ребёнка читать всё, что видит (названия магазинов, товаров, ценники).
До 7 лет ведущая деятельность это – игра, поэтому изучать буквы следует в игровой форме, например:
— слепить буквы из пластилина и попытаться с закрытыми глазами, наощупь назвать их;
— найти спрятанные буквы на картинке;
— найти заданную букву в тексте и подчеркнуть;
— определить зашумленные буквы;
— дописать недописанные буквы;
— раскрасить буквы;
— по дороге в садик, вспомнить изучаемую букву и придумать слова с ней;
— читать слоги в прямом и обратном направлении.
Предлагаем экспресс — диагностику.
Попросите ребёнка повторить слова. Если услышите нарушения в произношении звука, то рекомендуем обратиться на консультацию к логопеду.
С – сом, сани, косы, кости, нос
Сь – синий, такси, кассета, гусь
З – зубы, закат, коза, козлёнок, змея
Зь – земля, озеро, газета, мазь
Ц – цыплёнок, цепь, цветы, лицо, кузнец
Ш –шапка, машина, мышка, шалаш
Ж – жук, кожа, надежда
Щ –щука, овощи, вещь
Ч – чашка, очки, мяч
К- корова, мука, сок
Кь– кит, накипь, маки,
Г – газон, гроздь, рога
Гь – гиря, гитара, сапоги
Х – хлеб, хобот, мох
Хь – хижина, мохер, крохи
Л – лапа, лук, платок, дятел
Ль – лев, пальма, пыль
Р –рысь, рука, баран, красный, комар
Рь – рюмка, Андрюшка, моряк, дверь
Уважаемые родители, проявите чуточку терпения и ваши труды будут вознаграждены.
Список используемой литературы
- О. Жукова «Учимся читать»