Горожина Л. А., учитель-логопед
В последнее время всё чаще встречаются дети, у которых отсутствует речь. Как правило, это дети со сложной структурой дефекта.
В группу безречевых детей входят дети, имеющие:
— сенсорную и моторную алалию;
— временную задержку речи;
— ранний детский аутизм;
— интеллектуальную недостаточность;
— детский церебральный паралич;
— нарушение слуха;
— другие сочетанные нарушения развития.
Рассмотрим подробнее каждую группу детей.
Алалия (моторная и сенсорная) -это недостаточность речи, которая не связана с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.
У таких детей наблюдается:
— стойкие нарушения речи;
— не формируется звукопроизношение;
— грубое искажение слоговой структуры слова;
— не сформировано фонематическое восприятие;
-беднаялексика;
— стойкие аграмматизмы;
-дефектное овладение словообразованием и словоизменением;
— ограниченное понимание обращённой речи.
Такие дети не способны самостоятельно овладеть сложными синтаксическими конструкциями.
Задержка речевого развития наблюдается у детей до 3-х, речь у них не соответствует возрастной норме.
У детей этой группы отмечается:
— нарушения звукопроизношения;
— фонематическая незрелость восприятия;
— бедныйлексический словарь;
— прилагательных мало, говорят короткими предложениями, в речи наблюдаются грубые аграмматизмы.
При правильной организации логопедической работы процесс обратимый, прогноз благоприятный.
Ранний детский аутизм— сложная категория безречевых детей, характеризуется выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличием к окружающим.Какправило, такие дети, не используют речь,как средство общения.
Характерно:
— лепетная речь;
— эхолалия (неконтролируемое повторение слов, фраз);
— употребление сложных оборотов и конструкций речи;
— мутизм (полное отсутствие речи).
При интеллектуальной недостаточностинаблюдается системное недоразвитие речи, т.е. нарушение всех компонентов речевой деятельности.
У детей присутствует:
— позднее развитие речи (первые слова к 2-3 годам, фразовая речь после 4-5 лет);
— трудности в постановке и автоматизации звуков;
— словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой, преобладают существительные с конкретным значением;
— фразовая речь ограничена простыми, короткими конструкциями;
— при тяжёлой умственной отсталости овладение речью становится невозможным.
Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций.
При детском церебральном параличе отмечается:
— анартрия (полное отсутствие речи);
-дизартрия (нарушение иннервации органов артикуляции).
У таких детей наблюдается:
— нарушение артикуляционной моторики;
— нарушении фонематического восприятия;
— трудности в усвоении лексической системы языка.
Общие характерные особенности безречевых детей:
— гипервозбудимость;
— гиповозбудимость;
— задержка психомоторного развития (нарушение режима сна и бодрствования, двигательная расторможенность и капризность);
— снижение психической активности (памяти, внимания, целенаправленной деятельности);
— недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
— повышенная утомляемость;
— несформированность форм коммуникации.
Причины детского безречия:
— различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития;
— преждевременные, длительные, стремительные роды;
— долгий безводный период, родовые травмы;
— асфиксия плода и реанимационные действия во время родов;
— тяжело протекающие детские болезни;
— черепно-мозговые травмы;
— снижение слуха;
— лечение антибиотиками.
— риск наследственных заболеваний, связанных с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, для полноценного развития речи необходимы следующие факторы:
— врождённа языковая способность
— первично сохранный интеллект;
— стимулы из внешней среды;
-мотивация к речи;
— правильная сформированность и развитие речевых зон головного мозга и наличие связи между ними.
Список используемой литературы
- В.В.Кондратьева. Методическое пособие для студентов по дисциплине «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению». Москва, 2016 г.