Горожина Л. А., учитель-логопед 

 

В последнее время всё чаще встречаются дети, у которых отсутствует речь. Как правило, это дети со сложной структурой дефекта.

В группу безречевых детей входят дети, имеющие:

— сенсорную и моторную алалию;

— временную задержку речи;

— ранний детский аутизм;

— интеллектуальную недостаточность;

— детский церебральный паралич;

— нарушение слуха;

— другие сочетанные нарушения развития.

 

Рассмотрим подробнее каждую группу детей.

Алалия (моторная и сенсорная) -это недостаточность речи, которая не связана с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.

У таких детей наблюдается:

— стойкие нарушения речи;

— не формируется звукопроизношение;

— грубое искажение слоговой структуры слова;

— не сформировано фонематическое восприятие;

-беднаялексика;

— стойкие аграмматизмы;

-дефектное овладение словообразованием и словоизменением;

— ограниченное понимание обращённой речи.

Такие дети не способны самостоятельно овладеть сложными синтаксическими конструкциями.

 

Задержка речевого развития наблюдается у детей до 3-х, речь у них не соответствует возрастной норме.

У детей этой группы отмечается:

— нарушения звукопроизношения;

— фонематическая незрелость восприятия;

— бедныйлексический словарь;

— прилагательных мало, говорят короткими предложениями, в речи наблюдаются грубые аграмматизмы.

 При правильной организации логопедической работы процесс обратимый, прогноз благоприятный.

 

Ранний детский аутизм— сложная категория безречевых детей, характеризуется выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличием к окружающим.Какправило, такие дети, не используют речь,как средство общения.

Характерно:

— лепетная речь;

— эхолалия (неконтролируемое повторение слов, фраз);

— употребление сложных оборотов и конструкций речи;

— мутизм (полное отсутствие речи).

 

При интеллектуальной недостаточностинаблюдается системное недоразвитие речи, т.е. нарушение всех компонентов речевой деятельности.

У детей присутствует:

— позднее развитие речи (первые слова к 2-3 годам, фразовая речь после 4-5 лет);

— трудности в постановке и автоматизации звуков;

— словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой, преобладают существительные с конкретным значением;

— фразовая речь ограничена простыми, короткими конструкциями;

— при тяжёлой умственной отсталости овладение речью становится невозможным.

 

Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций.

При детском церебральном параличе отмечается:

— анартрия (полное отсутствие речи);

-дизартрия (нарушение иннервации органов артикуляции).

У таких детей наблюдается:

— нарушение артикуляционной моторики;

— нарушении фонематического восприятия;

— трудности в усвоении лексической системы языка.

 

Общие характерные особенности безречевых детей:

— гипервозбудимость;

— гиповозбудимость;

— задержка психомоторного развития (нарушение режима сна и бодрствования, двигательная расторможенность и капризность);

— снижение психической активности (памяти, внимания, целенаправленной деятельности);

— недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

— повышенная утомляемость;

— несформированность форм коммуникации.

Причины детского безречия:

— различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития;

— преждевременные, длительные, стремительные роды;

— долгий безводный период, родовые травмы;

— асфиксия плода и реанимационные действия во время родов;

— тяжело протекающие детские болезни;

— черепно-мозговые травмы;

— снижение слуха;

— лечение антибиотиками.

— риск наследственных заболеваний, связанных с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

 

Таким образом, для полноценного развития речи необходимы следующие факторы:

— врождённа языковая способность

— первично сохранный интеллект;

— стимулы из внешней среды;

-мотивация к речи;

— правильная сформированность и развитие речевых зон головного мозга и наличие связи между ними.

 

Список используемой литературы

  1. В.В.Кондратьева. Методическое пособие для студентов по дисциплине «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению». Москва, 2016 г.