Горожина Л. А., учитель-логопед 

Дисграфия — это нарушение письма, возникающее при несформированности высшей психической деятельности и выражающееся в стойких, однотипных, повторяющихся ошибках.

Преобладают ошибки следующего характера:

— путаница в написании графически и фонетически сходных букв;

— зеркальное написание букв;

— написание заглавных букв вместо строчных;

— написание лишних букв, пропуск или перестановка слогов в словах;

— пропуски слов в предложениях;

— неправильное написание родовых, падежных и числовых окончаний.

Дисграфия распространена и наблюдается у 53% детей в возрасте 8-9 лет и почти у 40% учеников среднего школьного возраста. Как правило, это нарушение можно заметить еще в дошкольном детстве. Оно возникает вследствие пороков внутриутробного развития, родовых травм, тяжёлых заболеваний в первые годы жизни и других заболеваний, которые истощают нервную систему. В группе риска дети с недостаточным речевым развитием.

Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, нуждаются в коррекции с привлечением таких специалистов как врач-невролог, педагог, учитель-логопед и, разумеется, родитель.

Невозможно научиться писать хорошо без сформированной речи и мелкой моторики, без развитых процессов внимания,памяти и мышления.

Речь ребёнка школьника должна отвечать нескольким критериям: богатый словарный запас, чёткое произношение звуков, речь грамматически правильно сформирована и эмоционально окрашена.

Как преодолеть дисграфию?

Воспользуйтесь предложенными упражнениями для коррекции дисграфии.

  1. Упражнения для коррекции почерка.
  • Переписывать каждый день небольшой текст в тетрадку в клетку. Следить за тем, чтобы каждая буква была вписана в одну клетку целиком. Желательно, чтобы ручка была гелиевая и в трёхгранном корпусе.
  • Проходить лабиринты. Обратить внимание на то, чтобы проходя лабиринт, ребёнок менял положение руки, а не листа бумаги.
  • Рисовать одновременно двумя руками.
  • Использовать пособия, где предлагается обвести, раскрасить или заштриховать рисунок.
  1. Упражнения для коррекции внимания.
  • Ежедневно читать небольшой текст, вычёркивать заданные буквы, сначала по одной, потом одну букву подчеркнуть, а другую зачеркнуть. Впоследствии одну-зачеркнуть, другую-подчеркнуть, а третью-обвести. Стараться подбирать буквы, которые ребёнок наиболее часто путает.
  • Упражнения с корректурными таблицами.
  1. Тренировка памяти.
  • Заучивать стихи, чистоговорки, скороговорки.
  1. Обогащение словарного запаса.
  • Читать вслух. Часто процесс чтения у дисграфиков представляет трудности. Не оставляйте ребёнка наедине с этим трудным занятием. Читайте вместе, по очереди, по ролям, тщательно проговаривая слова с утрированной артикуляцией.
  • Составлять рассказы по картинкам.
  1. Развитие чувства ритма (это поможет в делении речи на слова, а слова на слоги).
  • Учить стихи с отстукиванием ритма.
  • Использовать игры на повторение ритма.
  1. Развитие фонематического слуха.
  • Игра «Поймай звук». Выбираем буквы, которые вызывают трудности при дифференциации. Произносим слова, а ребёнок поднимает табличку с определённым звуком.
  • Определить сколько букв в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в тексте.
  1. Формирование пространственного восприятия.
  • Графические диктанты.
  • Ходить по компасу.
  • Игра «Следопыты». Рисуем план комнаты, прячем предмет, и помечаем это место на плане. Просим ребёнка воспользоваться планом и найти спрятанную вещь.
  1. Развитие оптического восприятия.
  • Отгадывать зашумленные фигуры, рисунки, буквы.
  • Определить наложенные друг на друга изображения, узнать все и обвести нужные.
  • Дорисовать предметы и дописать буквы.
  1. Упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи.
  • Прочитать и записать текст с пропусками гласных в окончаниях слов.
  • Найти слова в предложении (без пробелов), раздели их и записать правильно.
  • Составить предложения из слов, из предложений составить текст, озаглавить и записать.
  1. 10. Написание диктантов.

Диктант надо писать крайне медленно. Три раза прочитать текст целиком с разбором слов, вызывающих трудности у данного ученика. Предложение диктуется по частям. Ребёнок вслух проговаривает все особенности написания орфограмм и знаков препинания.

Важно помнить, что дисграфия поддаётся коррекции. Путь долгий и непростой как для ребёнка, так и для родителей. Чем раньше начнется работа, тем быстрее и лучше будет результат.

Список используемой литературы

  1. Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие [Текст] /Л. Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1972.-206с.
  2. Парамонова Л.Г., Предупреждение и устранение дисграфий у детей [Текст] /Л.Г. Парамонова.- СПб.: Издательство «Союз», 2004- 240с.