Горожина Л. А., учитель-логопед 

Ребёнок пошёл в школу. Все родители хотят видеть своё чадо успешным.Но не всегда ожидания оправданы. Когда появляются первые двойки, встаёт вопрос: как реагировать? Ругать, требовать, исправлять, игнорировать?

Надо понимать, что оценки -это неоднозначная характеристика. Они, всего лишь, показывают качество выполнения задания. Так как же относиться к плохим оценкам?

Что же такое «оценка» в современной школе?

Школьная отметка – это субъективный показатель успешного выполнения задания школьной программы. Это усредненный балл, не учитывающий индивидуальные особенности человека. Не более того!

Является ли оценка показателем личностных качеств ребёнка? Возможно, да. Например, об апатии, отсутствии способностей к данному предмету, о лени…  Предположим, ребёнок не выучил биологию, но выполнил практикум по информатике. Он ленивый? Глупый? Скорее наоборот.

Современные дети часто задаются вопросом: «Зачем мне это нужно?» При этом игнорируют изучение одних предметов, заменяя на познание интересного и полезного в их понимании.

Надо ли переживать, если ребёнок получает плохие отметки?

Игнорировать неудовлетворительные оценки нельзя. Необходимо выявить причины возникших сложностей и попытаться их устранить.

Школа – это то место, где ученик учится преодолевать трудности и концентрировать свою деятельность в разных ситуациях.

По средствам разных школьных дисциплин развивают память, мышление, логику, внимание, а такжекреативность, стрессоустойчивость и другие качества. То есть то, что будет с человеком, когда забудутся дроби, таблица Менделеева и теорема Пифагора. И в этом родители должны помочь своим детям.

Плохие оценки – не равно плохие дети и плохие родители. Надо всегда об этом помнить!

Предполагаемые причины плохой успеваемости и способы её устранения.

  • Ребёнку скучно.Одарённым детям бывает скучно на уроках, где учитель излагает материал давно известный.

Что делать?

— Перевести ребёнка в школу с более сложной программой.

— Предложить дополнительное образование (тренажёры и обучающие игры различных онлайн – школ).

  • Сложная программа.Ребёнку тяжело осваивать школьную программу.

Что делать?

— Заниматься дополнительно с родителями или с репетиторами.

— Перейти в другое учебное заведение с более простой программой.

— Пройти ПМПК для определения образовательного маршрута.

  • Проблема во взаимоотношениях.Случается, что ребёнку, вследствие определённых качеств характера, некомфортно в классе, и поэтому он стесняется отвечать. Может его не принимают одноклассники, или педагог, как-то неудачно сделал замечание.

Что делать?

— Выслушать доводы ребёнка.

— Поговорить с учителем по поводу сложившейся ситуации.

— Помочь ребёнку раскрыться, пойти заниматься в театральный, спортивный или другой кружок, где он будет чувствовать себя успешным.

— Если имеются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, то попросить учителя оказать поддержку и нормализовать обстановку.

  • Нет мотивации.Ребёнок считает, что и без образования сможет устроиться в жизни.

Что делать?

— Младших школьников надо хвалить, даже за маленькие достижения.

— Старшим школьникам напоминать, что получить желаемую профессию будет сложно без хороших оценок, а оплачивать учёбу вы не станете, только из-за того, что кому-то было лень учиться.

  • Пробелы в знаниях.Ребёнок упустил какую-нибудь тему, пока пытался наверстать, пострадал другой предмет.

Что делать?

— Выявит наиболее весомую проблему и работать над ней, а потом по очереди решать остальные.

  • Проблемы со здоровьем.Может быть так, что ребёнок плохо видит или слышит, а может часто болит голова.

Что делать?

— Не игнорировать жалобы.

— Не пропускать регулярные медицинские осмотры.

  • Нарушение режима дня.Отсутствие полноценного отдыха, сбалансированного питания и обустроенного рабочего места.

Что делать?

— Нормализовать нагрузку, наладить питание.

Основные правила для родителей по отношению к ребенку:

— критиковать толькодействия, приведшие к неудовлетворительной оценке, а не самого ребёнка;

— не сравнивать с другими;

— ставить реальные цели;

— хвалить за достижения, даже самые малые;

— не навешивать ярлыков.

Уважаемые родители, ваш рациональный подход будет оценен ребёнком и поможет вырастить успешного и уверенного в своих силах человека.