Паршина Е.А., педагог-психолог

В настоящее время мы довольно часто сталкиваемся с нарушениями в поведении детей. Наиболее распространенной формой нарушений поведения среди детей дошкольного и младшего школьного возраста является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Так называют нарушение работы мозга, которое проявляется ухудшением внимания и повышенной физической активностью. 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью- представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.Иными словами, такие дети совершают поступки без каких-либо раздумий, с трудом концентрируют внимание, действуют импульсивно. Вместо ходьбы такие дети предпочитают бег, задают много вопросов и не выслушивают ответ, срывают уроки, много двигаются, суетятся, ломают или роняют вещи.Они очень подвижны и разговорчивы, на них сложно повлиять наказанием, они редко подчиняются уговорам и выполняют просьбы.

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

 

Что могут сделать родители гиперактивного ребенка?

1)Установить контакт с ребенком.  Сначала следует устранить все, что препятствует контакту: выключить мультфильм, спрятать игрушку. Затем прикоснуться к ребенку и развернуть его к себе.

2) Выработать четкие правила. Если вы запрещаете что-то сегодня, такой запрет должен быть и завтра, и через неделю, и через месяц. При этом ваши запреты обязательно должны быть понятными и четкими. Кроме того, важно, чтобы все правила были выполнимыми для ребенка.

3) Обезопасить ребенка. Максимально оградить гиперактивного малыша от травм. Чистоту и порядок стоит поддерживать во всем доме.

4) Придерживаться режима.

Режим дня нужно построить таким образом, чтобы обеспечить необходимую нагрузку на организм и предоставить время на отдых и расслабление.

Для регуляции активности ребенка необходимо создать четкий распорядок дня, ритуалы: пробуждение, отхождение ко сну, сбор на прогулку и возвращением с нее, переходу к занятиям и другие.

Помните, гиперактивному ребенку необходимо проявлять свои эмоции в различных видах деятельности: творчестве, спорте, играх.Важно обеспечить ребенку физическую активность: упражнения, прогулки, подвижные игры, так, чтобы к вечеру он уставал и хотел отдохнуть.

Гиперактивный ребенок быстро переутомляется. Понаблюдайте, когда проявляются первые признаки усталости у ребенка, и сразу же заканчивайте активные занятия. Научите ребенка самостоятельно успокаиваться, когда он чувствует, что раздражен и устал — так вы окажете ему неоценимую услугу.

Детям с гиперактивностью очень важно совершать все действия примерно в одни и те же часы каждый день. Даже в выходной просыпайтесь тогда, когда вы встаете в будни.

5) Выбрать сферу интересов.   Обязательно поддерживайте стремление ребенка делать то, что у него отлично получается рисовать, собирать пазлы, лепить, и т.д. Хвалите его за это и поощряйте выполнять новые задания.

6) Организовать отдых самих родителей. Родители обязательно должны отдыхать, а при гиперактивности у ребенка это важно вдвойне. Для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными.

У большинства детей по мере роста и усилий родителейгиперактивность компенсируется и большинство симптомов сглаживается.

Любите своих детей такими, какие они есть, и верьте, что преодолеть трудности возможно.

Список используемой литературы

  1. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2001.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная

работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000.

  1. Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. – СПб.: Речь, 2007.