Паршина Е.А., педагог-психолог

Воспитание детей, сложный процесс, даже если в нем учувствуют оба родителя. Но так бывает не всегда, и если ребенка воспитывает один родитель, то на него падает двойная нагрузка.

В неполных семьях одному родителю приходится совмещать две роли: и мужскую, и женскую. В связи с этим вытекает, несомненно, большая опасность: односторонность воспитания. У ребенка, который живет только, например, с матерью, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Видя только один образец поведения, ребёнок невольно начинает ему подражать. У него появляется недостаток мужского или женского общения. И этот недостаток нужно компенсировать.

Нельзя, каким-то образом замыкать ребенка в семейной системе. Прежде всего, нужно помочь установить контакты с противоположным полом. Он может посещать различные кружки, секции, в которых есть и мальчики, и девочки, где руководителями могут быть и мужчины, и женщины. Ребенку необходимо найти объект идентификации (подражания).

Самое важное для родителей в неполных семьях, это спокойно принять, то, что уже случилось. Чем больше у ребенка будет близких людей, друзей, тем радостнее и спокойнее будет у него на душе. Поэтому нужно постараться привлекать внимание близких вам людей. Это могут быть бабушки и дедушки, братья и сестры.

Каждый ребенок имеет четыре уровня потребностей, которые он должен пройти, чтобы быть развитым и общительным. В полной семье этот результат достигается, естественным путем, в неполной семье необходимо приложить ряд усилий.

Первый уровень: общение между ребёнком и родителем.

Легче всего с этой задачей справляется мать. Но женщины часто бросаются в крайности: либо она слишком занята и мало времени уделяет ребенку, либо чересчур окружает его своей любовью. Избыток заботы может привести к равнодушию.

Второй уровень: потребность социального учения.

Ребёнок должен целенаправленно проявлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг, уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.

Третий уровень: эмоциональные потребности.

Чтобы дети хорошо развивались в эмоциональном плане, в неполной семье, родителю необходимо отвечать на интересующие вопросы, комментировать поступки, проявлять интерес к деятельности ребенка.

Для этого надо только создавать ему условия, в которых он самбудет познавать мир.

Четвертый уровень: включение ребёнка в общественную жизнь.

На этом уровне встает самый острый вопрос неполной семьи: как сформировать для ребёнка здоровую половую идентификацию?

Формирование той или иной социальной роли должно начинаться в дошкольном возрасте. Иначе неизбежны отклонения в социализации, что может привести в дальнейшем к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

Советы родителям, воспитывающим детей в неполных семьях.

  1. Постарайтесь как можно дольше находиться в контакте с ребенком, не поддавайтесь негативным чувствам, связанным с разводом или потерей супруга/супруги.
  2. Чаще хвалите ребенка, а не наказывайте. Вокруг него должно быть эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера. Это сохранит у ребенка душевное равновесие и частично компенсирует пережитый стресс.
  3. Относитесь с пониманием к желанию ребенка вспоминать прошлое, когда родители были вместе. Не вычеркивайте из его жизни человека, которому он должен быть благодарен за свое появление на свет. Тем более недопустимо формировать негативное отношение к отцу, который ушел из семьи.
  4. Не перекладывайте на плечи ребенка функции отсутствующего родителя.
  5. Помогайте своему ребенку приобретать навыки поведения его пола. В жизни ребенка должен быть взрослый, который бы положительно влиял на него и помогал полно овладеть социальной ролью (женщины — девочке, мужчины — мальчику).
  6. Наличие нескольких детей в неполной семье позволяет отчасти компенсировать неполноту. Доверяйте детям, поощряйте их эмоциональную близость и желание заботиться друг о друге. Старший сможет стать авторитетом для младшего.
  7. Не ставьте крест на своей личной жизни. Постарайтесь снова создать полную, счастливую семью. Только всегда помните, что дети в ней — главное богатство.

Помните: только счастливый родитель сможет вырастить счастливого ребёнка. Поэтому будьте счастливы и живите полноценной жизнью.

Список используемой литературы

  1. Воспитание детей в неполной семье. Общ. ред. и послесл. Ершовой Н. М. — М. : Прогресс, 1980.
  2. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. – метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя.: М., 1998.
  3. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. — М.: Наука, 1995.