Паршина Е.А., педагог-психолог
Часто родителей беспокоит нежелание ребенка учиться илиотсутствие интереса к обучению. От педагогов они слышат фразу «у ребенка низкая мотивация обучения».
Для начала разберемся что же такое мотивация?
Мотивация (с лат. «movere» — «двигать») -это желаниеи готовность человека что-то делать. Это те внутренние силы и желания, которые побуждают нас идти к поставленной цели.
В процессе обучения ключевое значение имеют два вида мотивации — внутренняя и внешняя.
Внутренняя мотивацияпредполагает наличие познавательного интереса, то есть стремление ребенка получать новые знания.
Внешняя мотивация, как правило, обусловлена такими факторами как: поощрением со стороны взрослых в виде разрешения поиграть за компьютером после выполнения домашних заданий, обещания купить игрушку,гаджет.Такой видмотивации краткосрочный и ненадежный. Как только ребенок получает обещанное, он теряет интерес к учебе и перестает учиться. Родители попадают в замкнутый круг, чтобы ребенок продолжал учиться, им надо искать новый рычаг мотивации.
Поэтому очень важно формировать и поддерживать именно внутреннюю мотивацию к обучению и познавательный интерес ребенка.
Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Только общими усилиями школы и родителей можно успешно повысить мотивацию к обучению у детей.
Вот несколько способов, как повысить мотивацию ребенка к учебе
- Будьте примером для ребенка.
Часто нежелание учиться связано с переутомлением,конфликтамисодноклассниками,неприязненным отношением к какому-то учебному предметуили ссоры всемье. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей: создание благоприятной атмосферы в семье, повышение интереса к каким-то предметам совместной деятельностью — чтение книг, заучивание стихов, познавательные викторины. Этимвысделаете существенный шаг к повышению интереса ребенка к учебе.
- Формируйте позитивное общение со сверстниками.
Вы всегда должны знать, кто является другом вашего ребенка. Формировать позитивное общение со сверстниками, можно с помощью развивающих кружков, секций, клубов по интересам. Тогда ребенок будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте.
- Никогдане сравнивайте!
Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Сравнивая ребенка с другими, мы снижаем его самооценку, подталкивая к мысли, что он хуже других.
Научитесь оценивать домашние задания ребенка, его работу в классе. Для этого чаще общайтесьс учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
4.Научите ребенка учиться.
Развивайте критическоемышление ребенка,приучайте к самоконтролю. Помогите ему научиться правильнораспределять свое время и нагрузку.Помните, ребенок не сможет уделять достаточно времени учебе, если его день будет расписан по минутам. Поэтому проследите, чтобы школьник имел время на отдых, увлечения и общение с друзьями.Это поможетему стать более организованным и продуктивным.
- Хвалите ребенка.
Ребенку важно знать, что все его усилия замечаются родителями. Когда вы хвалите работу ребенка, отмечайте незначительные детали. Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Для младших школьниковтаким поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, посещение цирка, театра, боулинга, спортивных соревнований. Выбор поощрений зависит и от интересов ребенка.
6.Формируйте положительное отношение к школе.
Ребенок должен видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Не высказывайтесь негативно о педагогах в присутствии ребенка. Попробуйте заинтересовать его необычными способами изучения материала: видеоуроки, виртуальные курсы, интеллектуальные игры и квесты. Это дает возможность ребенку получать удовольствиеотновых знаний и личных открытий.
Не требуйте от ребенка слишком многого и не ожидайте немедленных изменений. Целенаправленно и систематически работайте над повышением мотивации ребенка и обязательно получите результат.
Верьте в своего ребенка, и он удивит вас!
Список используемой литературы
- Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников /Н.В. Елфимова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 2004.
- Рогов А. Настольная книга психолога в образовании. М.: Педагогика, 2014.