Паршина Е.А., педагог-психолог

Подростковый возраст для каждого ребенкастановится порой его физиологического взросления. Этот возрастной период называют трудным, с бурным протеканием эмоциональных реакций. Основной причиной такого поведения является дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма. Это вносит определенные изменения в характер ребенка, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. На ровне с физическим взрослением меняются и взгляды ребенка на жизнь и ценностные ориентиры.

Основные психологические особенности подросткового возраста:

— обострение чувства взрослости;

— желание вырваться из-под опеки родителей;

— жажда общения со сверстниками – быть членом какой–то группы или компании.

В этот период, вашему ребенку, как никогда, необходимо внимание, забота и доверие.

Фразы, которые хочет услышать каждый ребенок:

  1. Я люблю тебя. Не думайте, что ваш ребенок и так знает об этом или вы его смущаете. Просто говорите это почаще.
  2. Я горжусь тобой. Если вы чаще говорите о своем ребенке в критичной форме, постарайтесь найти что-то позитивное в нем: доброе сердце, творческие способности, воображение, нестандартное мышление. Говорите от самого ребенка.
  3. Я верю в тебя.Ничто не укрепляет самооценку так, как переживание успеха. Важно, чтобы близкие люди верили в то, что успех возможен. Важно, чтобы Вы были уверены в том, что Ваш ребенок способен на многое.
  4. Прости.Иногда попросить прощения очень тяжело. Многие взрослые боятся признать свою неправоту, ведь это снизит их авторитет. На самом деле ничто не обладает таким воспитывающим значением, как пример взрослого, готового отвечать за свои ошибки.
  5. Ты хороший человек.У детей очень неустойчивая самооценка. Они часто сомневаются в себе, не могут оценить однозначно свои поступкии нуждаются в том, чтобы их поддержали.

Рекомендации эффективного взаимодействия с подростком:

  1. Чаще показывайте и доказывайте, что вы любите ребенка просто так!

Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».

  1. Сохраняйте спокойный ровный тон общения.

 Подростки обращают внимание на тон общения: крик, повышенный тон, что вызывает у них раздражение. Помните, что обсуждение – это не нотация!

  1. Требуйте дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения.
  2. Научитесь конструктивно оценивать поступки и действия подростка, а не его самого. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?».
  3. Не стоит постоянно выражать недовольство действиями подростка.Это перерастает в неприятие его. Важнее, что ваш ребенок делает хорошо.
  4. Не ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков.Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.
  5. Относитесь к детям уважительно: не поучайте детей в присутствии сверстников.

Научитесь:

— слушать, понимать и сопереживать;

— делать замечания в доброжелательном, спокойном тоне;

— относиться к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку;

— поддерживать ребенка, даже тогда, когда он не достиг успеха;

— доверять ребенку.

Говорите с подростком чаще, подчеркивайте его достоинства и то, как он важен для Вас. И не забывайте обнимать ребенка.

Список литературных источников

  1. Казанская В. Подросток. Социальная адаптация. — М.: Питер, 2018. – 288c.
  2. ЛевановаЕ.А. Шевченко С.И., Ковалевская М.В. Родители и подростки. Навстречу друг другу. — М.: Педагогическая литература, 2018. – 240c.