Паршина Е.А., педагог-психолог
Агрессивное поведение, в первую очередь, является проявлением каких-то личных, семейных проблем.Ребенок ведет себя так, потому что хочет привлечь внимание взрослых, сверстников и не умеет делать это по-другому. Под детской агрессией скрывается потребность в любви, поддержке, ласке и тепле. Ребенка нужно научить, как этого добиться другими способами, и научить контролировать свои эмоции и выплачивать негатив в полезную деятельность.
В общении с агрессивным ребенкомпридерживайтесь следующих рекомендаций:
- Используйте доброжелательный, спокойный и доверительный стиль. Не проявляйте к ребенку негатив, так как это нацеливает на борьбу и мстительное поведение.
- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
- Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.
Можно использовать следующие позитивные стратегии:
— полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
— выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
— переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, подмести пол»);
— позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
- Исключите просмотр агрессивных фильмов по телевизору и жестоких компьютерных игр.
- Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
6.Обязательно показывайте ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
- Четко ориентируйте ребенка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, побегать и т.д.
Способы выплеска агрессии:
- громко спеть любимую песню;
- пометать дротики в мишень;
- побросать мяч в корзину;
- используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции;
- пускать мыльные пузыри;
- устроить «бой» с боксерской грушей;
- организовать игру «Глаза в глаза»: возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и постарайтесь передать свое состояние (я грущу, мне весело, я не хочу разговаривать). Пусть ребенок угадывает ваше настроение;
- устроить соревнование «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит» и т.п.
- скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
- Сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно передих проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, отвести руку, удержать за плечи).
Ребенок должен чувствовать, что вы любите, цените и принимаете его таким, какой он есть. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Помните, что плохих или хороших детей нет. Есть плохие и хорошие поступки. Поэтому, постарайтесь всегда оценивать не ребенка, а поступок или действие.
Список используемой литературы
- Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. / А.Г. Долгова. — М.: Генезис, 2009.
- Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. — СПб.: Питер, 2004.