Паршина Е.А., педагог-психолог

Агрессивное поведение, в первую очередь, является проявлением каких-то личных, семейных проблем.Ребенок ведет себя так, потому что хочет привлечь внимание взрослых, сверстников и не умеет делать это по-другому. Под детской агрессией скрывается потребность в любви, поддержке, ласке и тепле. Ребенка нужно научить, как этого добиться другими способами, и научить контролировать свои эмоции и выплачивать негатив в полезную деятельность.

В общении с агрессивным ребенкомпридерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Используйте доброжелательный, спокойный и доверительный стиль. Не проявляйте к ребенку негатив, так как это нацеливает на борьбу и мстительное поведение. 
  2. Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи. 
  3. Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении. 

Можно использовать следующие позитивные стратегии:

— полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

— выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);

— переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, подмести пол»);

— позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

  1. Исключите просмотр агрессивных фильмов по телевизору и жестоких компьютерных игр. 
  2. Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята. 

6.Обязательно показывайте ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

  1. Четко ориентируйте ребенка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, побегать и т.д.

Способы выплеска агрессии:

  • громко спеть любимую песню;
  • пометать дротики в мишень;
  • побросать мяч в корзину;
  • используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции;
  • пускать мыльные пузыри;
  • устроить «бой» с боксерской грушей;
  • организовать игру «Глаза в глаза»: возьмитесь за ру­ки, посмотрите в глаза друг другу и постарайтесь пе­редать свое состояние (я грущу, мне весело, я не хо­чу разговаривать). Пусть ребенок угадывает ваше настроение;
  • устроить соревнование «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит» и т.п.
  • скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  1. Сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно передих проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, отвести руку, удержать за плечи).

Ребенок должен чувствовать, что вы любите, цените и принимаете его таким, какой он есть. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас. 

Помните, что плохих или хороших детей нет. Есть плохие и хорошие поступки. Поэтому, постарайтесь всегда оценивать не ребенка, а поступок или действие.

Список используемой литературы

  1. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. / А.Г. Долгова. — М.: Генезис, 2009.
  2. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. — СПб.: Питер, 2004.