Мезенцева В.В., педагог-психолог

Задержка психического развития (ЗПР) выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенку необходимо запоминать много информации, выстраивать логические цепочки, концентрироваться на определенном виде деятельности.

Причина ЗПР связана с замедленным созреванием центральной нервной системы.

ЗПР не является психиатрическим диагнозом, как подразумевают многие родители. Своевременно оказанная помощь специалистами: учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами оказывает положительный результат, и дети с ЗПР догоняют своих сверстников, выравнивается интеллектуальнаясфера, развивается речь, психические процессы.

Особенности психических процессов у детей с ЗПР

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают и воспроизводятинформацию, потомучто объем краткосрочной и долговременной памяти сужен, наблюдаются нарушения механической памяти. Ребенку труднопересказать короткий рассказ, воспоминания транслируются с нарушением повествования и, как правило, отрывочны, неполны.

В начальном звене школы недавно выученный урок быстро забывается. Во время занятия плохая память мешает ребенку запоминать условие задачи, правило, потому что он путает слова, теряет смысл прочитанного, написанного.

Учителю необходимо многократноповторять новую информацию. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Восприятие

Восприятие многих предметов, понятий, явлений у детей с ЗПР фрагментарное, и это все из-за плохой памяти.

Педагогу необходимы простые схемы, рисунки, которые донесут до ребенка нужную информацию. Наглядныйматериал в образовательной деятельностиребенком с ЗПР усваивается намного лучше, чем словесный.

Внимание

Ребенку с ЗПР сложно долго удерживать внимание на занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Такие воспитанники и ученики неусидчивы, не выполняютзадания до конца, и за это их ругают.

Чтобы занятия в детском саду, школе, дома для ребенка были эффективными, результативными, интересными, необходима частая смена видов деятельности. Нужно старатьсяизбегать внешних раздражителей – компьютера, телевизора, музыкальных установок, не относящихся к образовательной деятельности.

Мышление

У детей с ЗПР нарушенообразное мышление, они не могут представить конкретную ситуацию или предмет в уме, что важно, например, на уроке математики, или при выполнении счетных операции на занятиях в дошкольном образовательном учреждении.

Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы) и логическое мышление(умение выстраивать причинно-следственные связи) работают, если ребенка направляет, сопровождает взрослый –воспитатель, учитель, мама.

Ребенок с ЗПР не может делать самостоятельные выводы, с трудом классифицирует информацию, выделяет основные признаки предметов, обобщает, сравнивает, находит различия и общее между предметами, устанавливает причинно-следственные отношения, поэтому остро нуждается во всех видах помощи со стороны взрослого: организующейнаправляющей, обучающей, разъясняющей, стимулирующей.

Речь

При ЗПР у детейсопровождаются речевые нарушения, такие как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении навыками письма) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР обычно поздно начинают хорошо говорить, им свойственно искажатьмногие звуки, у них бедный словарный запас, им сложно построить длинное предложение.

В этом случае важна помощь учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Эмоционально-волевая сфера

ЗПР сильно влияет на способность ребенка управлять своими эмоциями, чувствами, волей. Его эмоционально-волевая сфера не достигла порога развития. У ребенка с ЗПРнаблюдаются:

— регулярные резкие перепады настроения;

— он становится внушаем, не исключено попадание под влияние других;

— характерные проявления агрессии, вспышки гнева;

— гиперактивность;

— необдуманные поступки, находясь в возбуждении, в состоянии аффекта;

— повышенная тревожность, страх;

— низкая самооценка, неуверенноеповедение;

— отсутствуетжелание к продуктивной деятельности;

— пониженнаяспособность к самостоятельным действиям.

В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему неинтересно. Он не в состоянии распознавать эмоции других людей.

Дети с ЗПР ищут себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому сильно привязаны и которому во всем стремятся подражать.

ЗПР мешает ребенку выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, избегает коллектива, вследствие чегоего не принимают в игры. Очевидно, что такие детизаводят друзей среди ребят помладше, чтобы проявить лидерские качества.

Исключение могут составить дети с ЗПР, которые общительны и жизнерадостны.

Особенности учебной деятельности детей с ЗПР

При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать следующее:

— они находят решения в соответствии с возрастной нормой;

— могут с желанием принимать помощь;

         — для них необходиморазнообразить занятия с помощью наглядного дидактического материала, дополнительных упражнений и физкультминуток;

— им свойственно понимать сказанное, при многократном повторении;

— могутуловить сюжет, но не до конца;

— понять и решить задачу при помощи взрослого, что-то фрагментарно запомнить.

Дети с ЗПР активны в начале обучения. У них есть шанс работать вместе с классом, но в дальнейшем быстро устают, познавательная активность снижается. Они отвлекаются, вертятся, кривляются, привлекая к себе внимание непопулярными методами,поэтому и возникают серьезные пробелы в знаниях.

Дети с ЗПР могут посещать общеразвивающую группу детского сада и обучаться в обычной школе и обучаться по адаптированной образовательной программе. С такими детьми обязательно занимаются такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог,наблюдает врач-невролог, которыевидят и понимают проблему ребенка.

 

Уважаемые родители! Если вашему ребенку на ПМПК рекомендовали адаптированную образовательную программу для детей с ЗПР, то расстраиваться по этому поводу не стоит:

во-первых, ребенок будет справляться с образовательной программой;

во-вторых, коррекция пойдет быстрее;

в-третьих, можно продолжить образование по общеобразовательной программе, когда психическое развитие, интеллектуальная сфера ребенка достигнет желаемого результата — нормализуется.

Список используемой литературы

  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка — в ваших руках. — М., Новая школа, 2000.
  2. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. — М. Сфера, 2007
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.
  4. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002.