Мезенцева В.В., педагог-психолог

Педагогическая запущенность характеризует детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации, возникающими в социуме, негативным отношением к окружающему миру.

Часть родителей принимают такую формулировку с пониманием, задумываются о том, как максимально помочь своему ребенку и себе самим в решении данной проблемы. Другая часть родителей не стремится оказывать своевременную помощь и поддержку детям, тем самым устраняясь и отдаляясь от проблемы, аргументируя тем, что все собой «образумится» и «выправится».

На практике педагогическая запущенность включает в себя три основных компонента:

-отклонения от нормы в поведении (неумелость, неопытность, затрудненность в следовании нормам социальной морали); житейские навыки таких детей несовершенны, неразвиты, искажены, противоречивы;

— отставание в развитии познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия; эмоционально-волевой сферы, качеств личности. Это способствует обострению самолюбия, неустойчивого поведения, быстрой утомляемости и конфликтности.

-отклонения, искажения, противоречия в отношении к своим собственным возможностям, сверстникам, родителям, наставникам, в целом к окружающим явлениям, миру. 

И, как следствие, все это затрудняет и усложняет образовательную деятельность.

Педагогическая запущенность – неразвитость, невоспитанность, неподготовленность ребенка к школе.

Отмечаютсянекоторые факторы, которые могут привести ребенка к педагогической запущенности:

— равнодушное отношение родителей, других взрослых (значимых) людей к достижениям и успехам ребенка;

—  постоянная критика со стороны близких взрослых;

— ссоры, скандалы родителей в присутствии ребенка;

— семейное неблагополучие;

— гиперопека родителей, заключающаяся в чрезмерным контроле жизни и деятельности ребенка;

-оскорбление, унижение, физическое насилие в семье над ребенком, между родителями;

-унижение со стороны воспитателей, учителей, наставников перед детским коллективом;

-насмешки, издевательства в отношении ребенка со стороны коллектива сверстников, более старших детей.

В чем заключается помощь педагогически запущенным детям?

1.Изменение условий воспитания ребенка в семье:

-повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры детско-родительских отношений;

-активное включение родителей в процесс воспитания, образования (индивидуальные консультации с цельюпреодоления отрицательных качеств у ребенка, устранение безнадзорности, нарушений в семейном воспитании).

  1. Совершенствование воспитательно-образовательной деятельности в образовательных организациях:

— позитивное стимулирование ребенка (хвалить за успехи, присутствие совместной деятельности, не ругать, а учить);

-создание положительного микроклимата в группе, способствующего психоэмоциональному развитию детей,гуманизации межличностных отношений;

-развитие сотрудничества(взаимодействия всех участников образовательного процесса детей, родителей, педагогов).

  1. Оказаниепомощи ребенку в личностном росте:

-проведение психолого-педагогического обследования, оказание необходимой психологической помощи;

-организация коррекционной работы в преодолении недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферах;

-включение в активную деятельность с учетом положительных склонностей,интересов, знаний, потребностей ребенка;

-преодоление негативизма в обучении;

-организация работы в успешном, посильном усвоении образовательной программы;

-стабилизацияобщения ребенка со сверстниками с опорой на положительные качества его личности;

-формирование мотивации к обучению (дидактические игры, творческие задания, чтение книг, разгадывание загадок, ребусов);

— проведениеработы по организации достижений (участие в конкурсах, соревнованиях, выставках).

  1. Умение контролировать взрослыми себя и свое поведение:

— сдерживание своих порывов:

— спокойный тон общения;

— возможность разобраться в сложившихся ситуациях неторопливо.

— установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, открытость.

 

Работа с детьми, имеющими педагогическую запущенность, долгая, кропотливая и требует много терпения, сил, выдержки, сложных решений.

Но есть обнадеживающий фактор, что все эти усилия будут не напрасны, и дадут желаемый результат.

Список используемой литературы

  1. Зимняя И.А. «Педагогическая психология», издательство «Логос» 2005.
  2. Зюбин Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися. – М, 1976.