Мезенцева В.В., педагог-психолог

Удетей с расстройством аутистического спектра (РАС, детский аутизм) психологические особенности проявляются в поведении, эмоционально-волевой сфере, развитии психических процессов,игровой и коммуникативной деятельности.

Для них характерны нарушения аффективной сферы: переживаний ребенком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Как, следствие, поведение детей с аутизмом очень своеобразно, это:

-тревожность;

— стереотипность в словах, действиях, поступках;

— непреодолимое чувство страха;

-повышенная возбудимость, расторможенность;

-погруженность в себя;

— агрессия, аутоагрессия;

— негативные реакции на любые изменения в привычном образе жизни: одежде, пище, маршруте прогулок, присутствии малознакомых или незнакомых взрослых и детей.

Такие дети непонятны окружающим, потому что в случае нарушения привычного образа жизни ониподвержены страху, тревоге, беспокойству.

С подобными поведенческими отклонениями ребенок еще больше отгораживается от любых контактов, прибегая к аутостимуляции — повторяющимся действиям, которые приобретают сильный, навязчивый характер, особенно в волнующих, стрессовых для ребёнка ситуациях.

Аутостимуляциии могут быть:

  • вкусовыми – ребенок засовывает в рот различные предметы (пищевые, и непищевые), облизывая их, пробует грызть, откусывать;
  • визуальными – ребёнок моргает, щурится, машет пальцами перед источником света, совершая однотипные движения, чтобы сделать его «мельтешащим»; стереотипно включает и выключает свет в комнате, одновременно ритмично нажимает на глаза, или закрывает их;
  • слуховыми — в этом случае ребенок издаёт различные звуки: постукивает поушам и по губам пальцами;монотонно перезагружает гаджеты, чтобы слышать звуки заставок;возвращается на начало просмотра понравившегося мультфильма с целью прослушивания вступительной мелодичной заставки;
  • тактильными — трёт кожу рук, лица различными предметами;ощутимо пощипывает себя или находящегося рядом; длительное время гладит мех, дерево, кожу, изделия из пластмассы;
  • вестибуляторными — монотонно раскачивается на одном месте из стороны в сторону, безостановочно кружится, подпрыгивает, трясёт руками;
  • обонятельными — старается всё кругом обнюхать, ищет определённые запахи и очаровывается ими (от приготовленных любимых блюд, запаха мыла, выхлопных газов от машин, движения поездов, определённых духов и т.д.).

Отгороженность от внешнего мира таких детей, отсутствие тяги к детскому коллективу непосредственно затрудняет развитие их личности. Любая произвольная деятельность плохо регулирует поведение. Для них характерно негативное отношение к речевому общению.

Для детей с РАС характерна повышенная чувствительность к различным сенсорным раздражителям (это является и особенностью их поведения), потому что обычные краски для них чрезмерны и неприятны. Такое воздействие воспринимается аутичным ребенком как травмирующий фактор, что формирует его повышенную ранимость, впечатлительность, чувство угнетенности, склонность к болезненному фантазированию.И, как следствие, появление агрессивности, драчливости, конфликтности.

Развитие психических процессов у детей с РАС наблюдается с выраженным искажением, также им свойственна неравномерность.

В процессе зрительного восприятия предметов очень долго сохраняются активные предметно-практические манипуляции.

Повышенные способности в отдельных ограниченных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков.

При соответствующем обучении дети с РАСмогут обучиться различным видам игровой деятельности. Именно через игру аутичного ребенка можно научить правилам поведения и навыкам адекватного общения.

Непосредственно в практической работе по формированию коммуникативных, игровых навыков у детей с аутизмом рекомендуется использовать игры и игровые упражнения, направленные на развитие:

— эмоциональной сферы;

— навыков речи;

— навыков работы в группе.

Обучение, как правило, проходит в основном в индивидуальной форме. Процесс работы основывается на коротких, четких инструкциях с использованием подсказок, которые позволяют выполнять инструкцию (пошагово).  При этом необходимые реакции формируются постепенно, сложные действия раскладываются на простые, используются визуальные вспомогательные материалы, альтернативные методы коммуникации.

Те положительные изменения, которые достигнуты на занятиях с педагогами, должны закрепляться в семье.

Список используемой литературы

  1. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004.
  2. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М: Тритон. 2002. 
  3. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. — М.: НИИ дефектологии РАО. — 1992.