Золотарева  Ю.А., учитель-логопед

Артикуляционная гимнастика занимает важное место в процессе коррекции звукопроизношения у детей.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики:

— подготавливает артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков;

— помогает быстрее преодолеть дефекты речи;

— приводит тонус мускулатуры губ, щек и языка в норму.

Существуют правила для проведения артикуляционной гимнастики дома:

— ежедневные занятия (около 10 минут);

— упражнения следует проводить перед зеркалом (подойдет настольное зеркало 15*15 см.);

— выполнять упражнения в виде игры;

— упражнения целенаправленные: важно не количество, а качество выполнения;

— движения выполняются плавно, без толчков, без вспомогательных или сопутствующих движений других органов;

— вначале движение производится замедленно, постепенно убыстряется.

Артикуляционные упражнения (для каждой группы звуков свои комплексы) делятся на: статические и динамические упражнения.

Статические упражнения – ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

Примеры упражнений: «заборчик», «окошечко», «трубочка», «чашечка», «блинчик», «иголочка», «горка», «парус».

Каждое упражнение удерживается ребенком в течение 5 – 10 секунд.

Что бы заинтересовать ребенка, предлагаем ему выполнять упражнение под счет взрослого.

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка.

Примеры упражнений: «часики», «качели», «лошадка», «чистим зубки», «вкусное варенье», «барабанщик», «худышки – толстяки» и другие.

Данные упражнения тоже проводят под счет, но при каждом счете ребенку следует менять положение щек, губ или языка.

Во время выполнения артикуляционных упражнений вы увидите, как сначала наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение проходит, движения становятся непринужденными и координированными.

Не забывайте, как можно чаще хвалить ребенка! В процессе выполнения упражнений важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

Список используемой литературы

  1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  2. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
  3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 64 с.
  4. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. — Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
Запись на ПМПК

    Нажимая кнопку «Отправить», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

    ×