Золотарева Ю.А., учитель-логопед
Выполнение пальчиковой гимнастики стимулирует речевые центры головного мозга, усиливает деятельность речевых зон, что благотворно влияет на развитие речи.
Игры с пальчиками помогают:
— снимать эмоциональную напряжённость;
— развивать умение следовать примеру взрослого;
— вслушиваться и понимать обращенную речь;
— активизировать речевую деятельность у детей.
Выполнение динамичных упражнений в сопровождении коротких стишков делают речь четкой и яркой, усиливает координацию движений.
За счет запоминания определенной последовательности положений рук развивается и память ребенка. Так же формируется воображение и фантазия. Овладев пальчиковой гимнастикой, можно создавать руками театральные представления. Кисти рук с пальцами приобретут силу и ловкость, что пригодиться в овладении навыками письменной речи.
Как правило, применять пальчиковую гимнастику начинают с легких и доступных упражнений, чтобы заинтересовать ребенка. Сначала упражнения выполняются медленно, контролируя постановку руки, точность переключения с одного движения на другое, синхронность и последовательность. Постепенно темп выполнения движений убыстряется, также можно попробовать выполнять движения двумя руками одновременно.
Не забывайте постоянно подбадривать малышей!
Примеры упражнений пальчиковой гимнастики
Упражнения выполняют ежедневно, уделяя на это от 2 до 5 минут свободного времени.
«Солнце»
Солнце утром рано встало, | Ладошки скрестить, |
Всех детишек приласкало. | пальцы широко раздвинуть |
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» — топают ножки, | Указательный и средний пальцы «ходят» по столу. |
Мальчик ходит по дорожке. |
«Посчитаем»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать – |
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Крепкие, дружные,
Все такие нужные… |
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы. |
«По кругу»
Покажи уменье другу, | Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. |
Покружись-ка ты по кругу! |
«Здравствуй пальчик, старший брат»
Барсик сунул к мышкам нос.
«Мышки, есть один вопрос: Может, знает кто из вас, Скоро ль будет тихий час?» |
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад.
После двустишия – смена руки. |
Результат не заставит себя ждать! У детей разовьются мелкая моторика, речь, основные психические процессы (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) и коммуникабельность.
Список используемой литературы
- Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. — СПб.: Литера, 2016. — 32 с.
- Ткаченко Т. С пальчиками играем, речь развиваем. Для детей 3-5 лет. — Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016. – 48 с.
- Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с.