Золотарева  Ю.А., учитель-логопед

Выполнение пальчиковой гимнастики стимулирует речевые центры головного мозга, усиливает деятельность речевых зон, что благотворно влияет на развитие речи.

Игры с пальчиками помогают:

— снимать эмоциональную напряжённость;

— развивать умение следовать примеру взрослого;

— вслушиваться и понимать обращенную речь;

— активизировать речевую деятельность у детей.

Выполнение динамичных упражнений в сопровождении коротких стишков делают речь четкой и яркой, усиливает координацию движений.

За счет запоминания определенной последовательности положений рук развивается и память ребенка. Так же формируется воображение и фантазия. Овладев пальчиковой гимнастикой, можно создавать руками театральные представления. Кисти рук с пальцами приобретут силу и ловкость, что пригодиться в овладении навыками письменной речи.

Как правило, применять пальчиковую гимнастику начинают с легких и доступных упражнений, чтобы заинтересовать ребенка. Сначала упражнения выполняются медленно, контролируя постановку руки, точность переключения с одного движения на другое, синхронность и последовательность. Постепенно темп выполнения движений убыстряется, также можно попробовать выполнять движения двумя руками одновременно.

Не забывайте постоянно подбадривать малышей!

Примеры упражнений пальчиковой гимнастики

Упражнения выполняют ежедневно, уделяя на это от 2 до 5 минут свободного времени.

«Солнце»

Солнце утром рано встало, Ладошки скрестить,
Всех детишек приласкало. пальцы широко раздвинуть

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» — топают ножки, Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.
Мальчик ходит по дорожке.

«Посчитаем»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

«По кругу»

Покажи уменье другу, Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Покружись-ка ты по кругу!

«Здравствуй пальчик, старший брат»

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад.

После двустишия – смена руки.

Результат не заставит себя ждать! У детей разовьются мелкая моторика, речь, основные психические процессы (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) и коммуникабельность.

Список используемой литературы

  1. Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. — СПб.: Литера, 2016. — 32 с.
  2. Ткаченко Т. С пальчиками играем, речь развиваем. Для детей 3-5 лет. — Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016. – 48 с.
  3. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с.