Золотарева  Ю.А., учитель-логопед

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит звуки, слоги и слова, тем быстрее окружающие люди реагируют на его просьбы. Активный словарный запас ребенка помогает лучше узнать мир, развить память, мышление, быстрее усвоить социальные нормы.

Рекомендации для родителей по развитию речевых навыков малышей

  1. Озвучивайте свои действия. С рождения малыша мама проводит с ним все свое время. Дети растут, наблюдая за окружающим миром, поэтому озвучивайте все свои действия. Например: «Я мою пол», «Я варю суп» и т. д. Рассказывайте крохе обо всем, что попало в поле его зрения. Например: «Это кошка. Кошка говорит мяу» и т. д. А с развитием речи ребенка просит его самого рассказать это самостоятельно.
  2. Исключайте «сюсюканье» в речи. Ваш малыш самый милый и прекрасный во всем мире. Но категорически запрещено разговаривать с ним используя «детскую» речь, т.е. произносить все слова так же мило, как и сам ребенок. Малыш должен слышать чистую и правильную речь. Так ребенок правильно усваивает и запоминает услышанное и будет применять в своей речи.
  3. Обращайтевнимание ребенка на все звуки, раздающиеся на улице, в другой комнате и т. д. Например: «Слушай! Слышишь? Это стиральная машина работает. Какой звук издает машинка? Н-н-н-н.» «А это собака лает. Гав-гав» и т. д. Чаще повторяйте с ребенком эти звуки.
  4. Везде и всегда задавайте малышу вопросы.Это может быть на прогулке, когда читаете книгу, или вместе рисуете. Например: «Какого цвета эта машинка?», «Где спит Ляля?» и т.д. Вопросы будут побуждать ребенка дать вам ответ. А затем сформируется желание продолжать диалог. Если кроха не знает правильного ответа, помогайте ему. Что бы в дальнейшем ребенок мог использовать его в диалоге или придумал свой вариант.
  5. Используйте«правильные» игры. В игре должно быть много описательных элементов. Например, игра «Цвет и форма». В такой игре много вариантов для стимуляции речи. Спрашивайте у малыша: «Этот предмет какого цвета?», «Какой формы этот предмет?», «Почему ты положил эту картинку сюда?». Но главное использовать такие игры нужно каждый день.
  6. Развивайте речь малыша с помощью определений предметов. Ребенок произнес слово, а Вы добавляйте характеристику (описание) этого слова. Например: «кошка» — пушистая, черная; «чашка» — маленькая, красная, горячая и т. д. Это помогает детям быстрее понять признаки предмета, усвоить личностные границы (каждый предмет чей-то), развивает представление о мире.
  7. Больше читайте! Читайте стихи вслух и заучивайте их. Рифмованные строки развивают слуховое восприятие ребенка, чувство ритма. Для начала выбирайте стишки, где каждая строка запрашивает простого продолжения в рифму. Например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…». Совместное чтение развивает логическое мышление малыша.
  8. Во время разговора с ребенком говорите четко, внятно и понятно. Слова произносите четко, не спеша, с акцентированной интонацией. Чтобы малыш понимал, когда ему задают вопрос, а когда что-то рассказывают. Не забывайте, что ребенку требуется больше времени, чем взрослому, для обработки полученной информации. Делайте паузу после вопроса или рассказа, для того чтобы малыш принял информацию, обработал ее, а затем уже задал свой вопрос или ответит на Ваш.
  9. Пересказывайте прочитанное! Напомню, что чтение развивает слуховое восприятие. Полезно пересказывать услышанное, совместно со взрослым. Это поможет сформировать лексико-грамматический строй речи малыша (согласование слов в роде, числе и падеже, правильное использование предлогов и союзов). Плюс, как вариант, появится новая полезная игра – настольный театр, ведь обыграть пересказ сказки с ребенком можно очень живо и красочно.
  10. Сочиняйте сами и вместе с малышом!Полезно сочинять свои истории по картинкам. Сначала расскажите ребенку, что изображено на картинках, а он пусть придумает, чем история закончилась. Помогайте малышу, задавайте наводящие вопросы.
  11. Играйте с пальчиками!Необходимо обратить внимание на развитие мелкой моторики (скоординированные движения пальцев рук). Здесь вам в помощь лепка и рисование, пальчиковые игры. Ребенок должен много работать своими непослушными пальчиками. Чем больше пальчики будут становиться проворными, тем понятнее язык будет произносить тяжелые слова.

Список используемой литературы

  1. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. — М.: АСТ, 2018. — 30 c.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 1990.
Запись на ПМПК

    Для уточнения даты и времени обследования ребенка с Вами свяжется наш специалист ПМПК.

    Нажимая кнопку «Отправить», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

    ×