Золотарева  Ю.А., учитель-логопед

7 лет для ребенка важный и ответственный период. Это переход в новый социальный статус: из дошкольника ребята становятся школьниками. Новый этап в обучении предъявляет серьезные требования к речи, вниманию и памяти детей.

Одним из главных критериев готовности к школьному обучению является усвоение ребенком родного языка как средства общения, а именно сформированность:

  1. Звуковой стороны речи. К этому моменту коррекция звукопроизношения должна быть уже проведена.
  2. Фонематических процессов — умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Данное нарушение может привести к серьезным проблемам в формировании процессов чтения и письма и как следствие в усвоении общеобразовательной программы в целом.
  3. Звукобуквенного анализа и синтеза звукового состава речи — определение места звука в слове, различие гласных и согласных звуков, анализ слова из 3-5 звуков, составление слова из 3-5 звуков.
  4. Умения пользоваться разными способами словообразования и словоизменения. Употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, выделение звуковых и смысловых различий между словами, построение прилагательных от существительных.
  5. Грамматического строя речи. Умело пользоваться развернутой фразовой речью и работать с предложением. Правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения, предложно-падежные конструкции, выделять предлоги в предложении как отдельные слова, определять количество и последовательность слов в предложении.
  6. Связной речи. В соответствии с возрастными нормами первоклассники строят сложные предложения разных видов, составляют рассказы по серии картинок, делят слова на слоги, самостоятельно передают содержание небольших литературных текстов.

Кроме того, к 7 годам у ребёнка должно быть:

— наличие достаточно большого словарного запаса;

— в речи активно используются антонимы, слова – действия и слова – признаки;

— хорошо развита речевая коммуникация. Ребёнок должен быть активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт как с детьми, так и со взрослыми, четко и последовательно выражать свои мысли, использовать формы речевого этикета.

Уважаемые родители! Ваша задача обеспечить ребенку речевую готовность к школе:

— создание в семье условий, комфортных для общего и речевого развития;

— проведение систематической работы по речевому развитию ребенка и коррекции недостатков;

— спокойное реагирование на неправильную речь, не ругать;

— ненавязчивое исправление возникающих ошибок в произношение;

— не заострять внимание на повторах, запинках слогов и слов;

— создание позитивного настроя ребенка на занятия с педагогом.

Уважаемые родители! Если вы следовали данным рекомендациям, то можете быть уверены, что создали все условия ребенку по речевой готовности к школе.

Список используемой литературы

  1. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 2000.
  2. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Просвещение, 2003.