Золотарева  Ю.А., учитель-логопед

 Развивать речевые навыки ребенка необходимо в свободном общении и играх. Дети, увлеченные игрой, не замечают того, что идет процесс обучения, хотя они бывает и сталкиваются с трудностями. Все действия в играх или упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для ребенка важным условием личностного успеха.

Примеры речевых игр, способствующих развитию речи, обогащению словаря, внимания и воображения у ребенка

С помощью таких игр ребенок научится классифицировать и обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

  1. «Отгадай, что это»

Ребенку предлагают отгадать обобщающее слово по функциональному признаку, по ситуации, в которой находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).

Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).

  1. «Назови лишнее слово»

Ребенок находит «лишнее» слово, объясняя свой выбор.  В этой игре можно использовать имена существительные, прилагательные и глаголы.

Например:

чашка, чайник, кукла, кастрюля;

стол, мяч, стул, шкаф;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

  1. «Слова»

Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

Например: мама – ананас– слон …

  1. «Развитие ориентации в пространстве»

Взрослый просит ребенка назвать, что находиться справа, слева от него, за ним, перед ним и т.д.».

Далее идет игра «Крестики-нолики» на песке или асфальте.

  1. 6. «Что изчего сделано?»

Например: варенье из клубники – клубничное, стакан из стекла – стеклянный и т.д.

  1. «Чей хвост/голова/ухо?»

Например: у лисы – лисий/лисья/лисьи.

  1. «Большой — маленький», «Один — много»

Например: стул – стульчик, стол – столы.

Список используемой литературы

  1. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. [Текст]/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991 г.
  2. Лопухина, И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. [Текст]/И.В. Лопухина. — М.: Аквариум,
Запись на ПМПК

    Для уточнения даты и времени обследования ребенка с Вами свяжется наш специалист ПМПК.

    Нажимая кнопку «Отправить», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

    ×