Золотарева  Ю.А., учитель-логопед

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет.

Что же мы, родители, можем сделать для того, чтобы ребенок заговорил естественным образом?

Совет №1.Начните с себя.

Речь возникает только в процессе общения.Постоянно разговаривайте с ребенком. Малыш легко понимает обращенную речь, когда получает объяснение того, что с ним или вокруг него происходит. Поэтому сопровождаем свои действия словами.

Совет №2. Смотрите в глаза.

Озвучивайтеразличные ситуации, только если видите, что ребенок слышит и видит нас. Не нужно говорить в пустоту, обязательно смотрите в глаза своего малыша. Это особенно важно, если ребенок слишком активный.

Если ребенок находится в периоде гуления, то необходимо ему показывать и правильную артикуляцию.

Совет №3.Говорите четко.

Разговаривайте с ребенком четко и внятно. Дети хорошо воспринимают интонацию, поэтому не забываем произносить выразительно слова, на которые падает логическое ударение.

Совет №4.То же, но по-разному.

Повторяйтеодно и то же слово несколько раз, во фразах меняйте порядок слов. Так ребенок усвоит новое слово слыша его многократно и в разных контекстах.

Совет №5. Не переусердствуйте.

Употребляйте при разговоре с ребенком простые предложения. Не перегружайте ребенка, предоставляя ему большое количество неизвестных слов.

Совет №6.Залог успеха – хорошее настроение.

Всегда создавайте для ребенка эмоционально благоприятные условия. Психологами замечено, что в такой ситуации ребенок обучается в десять раз лучше.

Совет №7.Все чувства в союзе с речью.

Поощряйте изучения предметов ребенком посредством возможности трогать, щупать, нюхать, рассматривать их. Не забывайте четко называть каждый новый предмет несколько раз.

Совет №8.Основа речи — стремление к общению.

Одобряйте желание ребенка вступать с вами в контакт, поддерживайте стремление к общению!

Совет №9.Стремитесь к разнообразию.

В период лепета у малыша постарайтесь обогащать его. Предложите цепочку слов с другими согласными, гласными (дя-дя-дя, ку-ку-ку, ко-ко-ко).

Совет №10.Уважайте попытки ребенка говорить.

Развитие речи происходит за счет подражания и самоподражания. Убирайте посторонний звук во время разговора с ребенком (выключить музыку, телевизор). Не сюсюкайте с ребенком.

Совет №11.Обучение проходит в игре.

В игре создавайте такие ситуации, которые спровоцируют у ребенка звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №12.Не предупреждайте желания ребенка.

Что бы ребенку не задержаться на этапе жестовой речи, научитесь не предугадывать желания и просьбы своего ребенка. Так у ребенка возникает необходимость произносить что-либо.

Совет №13.Расширяйте словарный запас.

Ребенок владеетсловом на двух уровнях: слова и фразы, которые ребенок понимает — пассивный словарь, говорит — активный.Пополняйте ресурс понимания,и со временем «качество» перейдет в «количество».

Совет №14.Не пренебрегайте звукоподражанием.

Используйте слова типа «би-би», «ням-ням», «ав-ав». Создавайте основу для полноценной речи.

Совет №15.Совместное чтение.

Регулярно читайте короткие рассказы, сказки и стихи по несколько раз, т.к. дети лучше воспринимают тексты, которые уже слышали.

Совет №16.На кончиках пальцев – речь.

Развивайте мелкую моторику (точные движения пальцев руки). Она тесно связана с развитием речи.

Совет №17.Будьте терпеливы.

Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

Удачи ВАМ!

Список используемой литературы

  1. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. — М.: Эксмо, 2016. — 424 c.