Золотарева Ю.А., учитель-логопед
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет.
Что же мы, родители, можем сделать для того, чтобы ребенок заговорил естественным образом?
Совет №1.Начните с себя.
Речь возникает только в процессе общения.Постоянно разговаривайте с ребенком. Малыш легко понимает обращенную речь, когда получает объяснение того, что с ним или вокруг него происходит. Поэтому сопровождаем свои действия словами.
Совет №2. Смотрите в глаза.
Озвучивайтеразличные ситуации, только если видите, что ребенок слышит и видит нас. Не нужно говорить в пустоту, обязательно смотрите в глаза своего малыша. Это особенно важно, если ребенок слишком активный.
Если ребенок находится в периоде гуления, то необходимо ему показывать и правильную артикуляцию.
Совет №3.Говорите четко.
Разговаривайте с ребенком четко и внятно. Дети хорошо воспринимают интонацию, поэтому не забываем произносить выразительно слова, на которые падает логическое ударение.
Совет №4.То же, но по-разному.
Повторяйтеодно и то же слово несколько раз, во фразах меняйте порядок слов. Так ребенок усвоит новое слово слыша его многократно и в разных контекстах.
Совет №5. Не переусердствуйте.
Употребляйте при разговоре с ребенком простые предложения. Не перегружайте ребенка, предоставляя ему большое количество неизвестных слов.
Совет №6.Залог успеха – хорошее настроение.
Всегда создавайте для ребенка эмоционально благоприятные условия. Психологами замечено, что в такой ситуации ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7.Все чувства в союзе с речью.
Поощряйте изучения предметов ребенком посредством возможности трогать, щупать, нюхать, рассматривать их. Не забывайте четко называть каждый новый предмет несколько раз.
Совет №8.Основа речи — стремление к общению.
Одобряйте желание ребенка вступать с вами в контакт, поддерживайте стремление к общению!
Совет №9.Стремитесь к разнообразию.
В период лепета у малыша постарайтесь обогащать его. Предложите цепочку слов с другими согласными, гласными (дя-дя-дя, ку-ку-ку, ко-ко-ко).
Совет №10.Уважайте попытки ребенка говорить.
Развитие речи происходит за счет подражания и самоподражания. Убирайте посторонний звук во время разговора с ребенком (выключить музыку, телевизор). Не сюсюкайте с ребенком.
Совет №11.Обучение проходит в игре.
В игре создавайте такие ситуации, которые спровоцируют у ребенка звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
Совет №12.Не предупреждайте желания ребенка.
Что бы ребенку не задержаться на этапе жестовой речи, научитесь не предугадывать желания и просьбы своего ребенка. Так у ребенка возникает необходимость произносить что-либо.
Совет №13.Расширяйте словарный запас.
Ребенок владеетсловом на двух уровнях: слова и фразы, которые ребенок понимает — пассивный словарь, говорит — активный.Пополняйте ресурс понимания,и со временем «качество» перейдет в «количество».
Совет №14.Не пренебрегайте звукоподражанием.
Используйте слова типа «би-би», «ням-ням», «ав-ав». Создавайте основу для полноценной речи.
Совет №15.Совместное чтение.
Регулярно читайте короткие рассказы, сказки и стихи по несколько раз, т.к. дети лучше воспринимают тексты, которые уже слышали.
Совет №16.На кончиках пальцев – речь.
Развивайте мелкую моторику (точные движения пальцев руки). Она тесно связана с развитием речи.
Совет №17.Будьте терпеливы.
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
Удачи ВАМ!
Список используемой литературы
- Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. — М.: Эксмо, 2016. — 424 c.