Грицищук Е.Б., учитель-дефектолог

У ребенка РАС! Подчас, диагноз расстройство аутистического спектра(РАС) или аутизм для родителей звучит, как приговор. Что же эта за проблема?

Это нарушения, связанные с трудностью коммуникации.

Ребенок с РАС:

  • не смотрит в глаза собеседника;
  • не контактирует с другими детьми, предпочитает находиться один;
  • не выполняет просьб, ему невозможно что-то запретить, особенно если дело касается важных для ребенка интересов, из-за чего возникает впечатление, что ребенок капризен, непослушен;
  • зачастую не идет на контакт даже с близкими людьми, с родителями;
  • редко использует речь и жесты для общения, даже если ему что-то нужно.

 Воспитывать ребенка с аутизмом – очень сложно. Пока не поймем основных трудностей малыша, мы не сможем наладить отношения с ним. Мы для него «чужие» и скорее всего,так и не поймем ребенкадо конца, но попытаться приблизиться к его пониманию, чтобы он нас принял за своего, вполне возможно.

Наша задача, как родителя, способствовать развитию ребенка с РАС настолько, чтобы он почувствовал себя нужным.

Такие дети нуждаются в помощи коррекционных специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда. И конечно, необходимо обязательно наблюдаться у психиатра.

Нужен ли детский сад ребенку с аутизмом? Конечно!

Родители часто говорят, что им рекомендовали отдать ребенка в детский сад, чтобы он научился общаться с детьми.

Да, ребенку с РАС детский сад необходим. Для успешного развития аутичного ребенка в детском саду необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  • ребенок должен быть минимально подготовлен эмоционально. Эта подготовка включает в себя способность ожидать, в какой-то степени управлять своими эмоциями и адекватно их выражать;
  • обладать определенными коммуникативными навыками (устанавливать и поддерживать зрительный контакт, уметь приветствовать и прощаться, выражать свои просьбы при помощи речи или жестов, отвечать на элементарные вопросы о себе);
  • ребенок должен иметь минимальные навыки самообслуживания, соблюдения распорядка дня;
  • необходим внимательный и главное, терпеливый воспитатель, знающий, как вести себя, как работать с ребенком с РАС;
  • активная позиция родителей, не просто отдавших ребенка в детский сад, а помогающих узнать, понять малыша и работающих совместно с педагогами.

Если все условия учтены, постепенно ребенок сможет включиться в жизнь коллектива. Он захочет посещать детский сад и будет делать это с интересом и удовольствием, будет получать положительный опыт от общения с детьми и взрослыми.

Аутистические расстройства настолько различны, что выбрать какой-то единый подход к ребенку невозможно. Обязательно должны учитываться индивидуальные особенности малыша.

Стоит отметить, что помимо педагогического воздействия ребенку с аутизмом необходимо медикаментозное лечение. При лечении ребенка с РАС важно:

  • Доверие к врачу. Врач должен:

— иметь опыт работы и лечения детей с РАС;

— познакомить родителей с предстоящим лечением, назначением медицинских препаратов;

— рассказать о результатах, которые он хочет достигнуть в ходе лечения;

— предупредить о возможных побочных явлениях.

  • Обязательное выполнение всех назначений и рекомендаций лечащего врача.
  • Постоянная обратная связь с врачом.
  • Возможность сочетать лечение с коррекционными занятиями у педагогов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога).

Список используемой литературы

  1. Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции./под ред. Морозова С.А. – М.: Сигналъ, 2001.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.: Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997 (2002).
  3. Морозова С.С., Амевина Е.А., Морозова Т.И. Аутизм: практические рекомендации для родителей. – М.: 2002.