Грицищук Е.Б., учитель-дефектолог

Все родители хотят для своего малыша только хорошего. Они хотят, чтобы их ребенок вырос самым умным, сильным, добрым, успешным.

Любая игра развивает творческие и мыслительные способности ребенка, учит терпению и настойчивости, развивает речь, память, внимание, мышление.

Именно игра делает обучение для ребенка интересным занятием. Игра – основной вид деятельность ребенка-дошкольника. Для взрослого же игра -инструмент всестороннего развития ребенка. Правильно применяя игровые моменты, можно свести на нет любой каприз, любую неблагоприятную ситуацию направить к лучшему результату.

Дети от рождения не умеют играть, поэтому первоначальная задача взрослого – научить ребенка игре.  Самые первые игры для малыша – это песенки, потешки и приговорки, развивающие память и фонематический слух, пальчиковые игры (развитие мелкой моторики рук, как известно, напрямую связано с развитием интеллекта), постепенно сменяются более сложными, многообразными формами взаимодействия с окружающим миром, родителями и другими детьми.

По мере взросления и развития у ребенка фантазии игры становятся все более увлекательными и многообразными.

Каждый ребенок по-своему талантлив. Отчего же с годами становится так мало талантливых взрослых? Почему так часто любознательные малыши с широко раскрытыми глазами с годами превращаются в равнодушных серых клерков? Главная причина постепенного угасания таланта в том, что способности детей не развиваются так, как надо, а радостное и свободное познание мира заменяется скучной, принудительной муштрой.

Вот почему на первое место в дошкольный период выходит не умение читать и считать (этому в конце концов научат каждого), а умение думать, придумывать, то есть творить.

Далее предлагаются игры для детей от 3 лет, которые можно использовать для развития основных психических процессов: памяти, внимания, мышления…

Игра «Самый быстрый»

Цель: развитие органов дыхания и кровообращения, внимания, координации движения.

Ход игры: возьмите длинную тонкую веревочку. Посередине завяжите узелок. С двух сторон к веревочке привяжите карандаши. Встаньте с ребенком напротив друга -друга и наматывайте веревочку на свой карандаш, постепенно приближаясь друг к другу. Следите, чтобы веревочка не провисала. Первый, кто дойдет до узелка – победитель!

Игра «Разноцветные бусинки»

Цель: развитие целенаправленного восприятия цвета, моторики, внимания.

Ход игры: ссыпать бусинки в мисочку, хорошо их перемешать, поставить на стол. Также на стол поставить два блюдца (они могут быть такого же цвета, как бусинки). Предложите ребенку разложить бусинки по цветам. Можно усложнить игру, предложив большее количество цветов. Создайте сюжет игры. Например: бусинки – это ягодки, овощи, фрукты. Красные – малинка для мишки, а оранжевые – морковка для зайки. Перекладывать «ягодки» нудно по одной, чтобы не помять, брать тремя пальцами.

Проследите, чтобы малыш разложил все бусинки по блюдцам. Ребенок запомнит, что любое дело нужно доводить до конца.

Игра «Дорисуй!»

Цель: развитие памяти и мышления.

Ход игры: сядьте за стол рядом с ребенком. Положите перед малышом карандаши и лист бумаги. Попросите нарисовать, например, солнышко, а потом отвернуться. Теперь измените что-то в рисунке (дорисуйте солнышку глазки, ротик…) или измените задний план рисунка. Задача ребенка – найти изменения на рисунке. Можно поменяться с ребенком местами. Вы нарисовали, а малыш дорисовал.

Игра «Звукоряд»

Цель: развитие памяти, внимания.

Ход игры:Вы называете несколько слов, имеющих одинаковые свойства, и одно слово, отличающееся от этих слов. Ребенку нужно угадать это слово.

  1. Яблоко, груша, банан, зима, апельсин…
  2. А, Б, В, 2, Г…
  3. Квадрат, понедельник, круг, овал, треугольник…

Можно усложнить игру. Пусть ребенок дополнит называемый вами ряд:

  1. Лето, зима, весна.
  2. Один, два, четыре, пять.
  3. Понедельник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Игра «Попробуй, определи!»

Цель: развитие логики и внимания.

Ход игры: в эту игру можно поиграть даже перед сном. Задавайте ребенку вопросы, а он будет отвечать, как можно узнать о том или ином событии. Можно спрашивать и о вещах, не известных ребенку. Пусть пофантазирует!

Как определить, что будет на обед?

Как определить, что на улице жарко?

Как определить, что наступила зима?

Как определит, что к нам пришли гости? И т.д.

Список используемой литературы

1.Энциклопедия развивалок. Под редакцией Т.Решетник. – М.:Эксмо, 2012.

2.О.Федина, С.Федин, Ваш маленький гений. – М.:ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2009.