Грицищук Е.Б., учитель-дефектолог
Вопросы школьной неуспеваемости – серьезная проблема. Нет детей, которые не хотели бы хорошо учиться. Когда появляются первые двойки, у многих детей пропадает желание не просто учиться, а даже посещать школу. Затем появляются проблемы с поведением, ребенок начинает прогуливать уроки, нарушать дисциплину и становится неуспевающим.
Борьба с неуспеваемостью – трудная задача.
Что такое «неуспеваемость»? Это отрицательная аттестация ребенка по учебным предметам(одному или нескольким) за конкретное время обучения (четверть, триместр, полугодие, учебный год).
Виды неуспеваемости:
Относительная – достижения ученика ниже его возможностей, может учиться, но в силу каких-то причин не успевает.
Абсолютная – ученик не усваивает программный материал по одному или нескольким предметам.
Причины неуспеваемости:
- Внешние:
— низкая ценности образования;
— недостаточный индивидуальныйподход к ребенку;
— перегрузки учащихся;
— негативное влияние улицы.
- Внутренние:
— проблемы здоровья ребенка;
— низкое развитие интеллекта;
— слабое развитие волевой сферы;
— заниженная самооценка учащегося.
Проявления неуспеваемости:
- Недостаточный уровень мотивации.
- Трудности при самостоятельном выполнении задания.
- Интеллектуальная пассивность.
- Отсутствие любознательности.
- Отсутствие заинтересованности в результате.
- Отсутствие саморефлексии.
Рекомендации для родителей, как работать со школьной неуспеваемостью ребенка:
- Помните, что школьные трудности– этоне личная трагедия. Не расстраивайтесь, не демонстрируйте своего личного огорчения и недовольства. Главная задача – помочь ребенку. Нужно принимать ребенка таким, каков он есть. Тогда и в школе ему будет легче.
- Станьте опорой для своего ребенка.
- Не повторяйте постоянно: «Какую оценку ты сегодня получил?» Лучше спросите: «Что нового ты сегодня узнал?». Ребенок будет понимать, что вы интересуетесь его проблемами и одновременно будет закреплять изученный материал.
- Не требуйте от ребенка немедленного отчета о своих школьных делах. Он сам откроется перед вами, если будет уверен в том, что вы – его опора.
- Не обсуждайте проблемы в обучении с учителем в присутствии ребенка. Никогда не ругайте, не унижайте ребенка в присутствии его товарищей. Не нужно хвалить других детей, тем самым принижая своего ребенка.
- Попросите учителя спрашивать на уроке ребенка только тогда, когда он сам тянет руку, не озвучивать всем его ошибки, не заострять внимание на неудачах. Необходимо найти контакт с педагогом. Ученику нужна поддержка и родителей, и педагога.
- Работайте с ребенком только в положительном ключе. Если что-то не получается, поддержите, замечайте самый маленький успех.
- Вознаграждайте ребенка за его труд и не только на словах.
- Давайте возможность отдыхать. Обязателен полноценный отдых. Большое значение имеет отдых в выходные дни и особенно во время каникул (никаких занятий!).
- Обязательно консультируйтесь у специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врачей.
Не ждите быстрых результатов.Помните, что работа над школьными трудностями — это большой труд.Чем раньше с ребенком начнут работать специалисты, тем больше шансов, что ребенок станет успешен.
Список используемой литературы
- Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.-М.: 1977.
- Паршутин И.А. Методы стимулирования учебной деятельности. Феникс, 2008.
- Цетлин В.С. неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.