Грицищук Е.Б., учитель-дефектолог

Вопросы школьной неуспеваемости – серьезная проблема. Нет детей, которые не хотели бы хорошо учиться. Когда появляются первые двойки, у многих детей пропадает желание не просто учиться, а даже посещать школу. Затем появляются проблемы с поведением, ребенок начинает прогуливать уроки, нарушать дисциплину и становится неуспевающим.

Борьба с неуспеваемостью – трудная задача.

Что такое «неуспеваемость»?  Это отрицательная аттестация ребенка по учебным предметам(одному или нескольким) за конкретное время обучения (четверть, триместр, полугодие, учебный год).

Виды неуспеваемости:

Относительная – достижения ученика ниже его возможностей, может учиться, но в силу каких-то причин не успевает.

Абсолютная – ученик не усваивает программный материал по одному или нескольким предметам.

Причины неуспеваемости:

  • Внешние:

— низкая ценности образования;

— недостаточный индивидуальныйподход к ребенку;

— перегрузки учащихся;

— негативное влияние улицы.

  • Внутренние:

— проблемы здоровья ребенка;

— низкое развитие интеллекта;

— слабое развитие волевой сферы;

— заниженная самооценка учащегося.

Проявления неуспеваемости:

  • Недостаточный уровень мотивации.
  • Трудности при самостоятельном выполнении задания.
  • Интеллектуальная пассивность.
  • Отсутствие любознательности.
  • Отсутствие заинтересованности в результате.
  • Отсутствие саморефлексии.

Рекомендации для родителей, как работать со школьной неуспеваемостью ребенка:

  1. Помните, что школьные трудности– этоне личная трагедия. Не расстраивайтесь, не демонстрируйте своего личного огорчения и недовольства. Главная задача – помочь ребенку. Нужно принимать ребенка таким, каков он есть. Тогда и в школе ему будет легче.
  2. Станьте опорой для своего ребенка.
  3. Не повторяйте постоянно: «Какую оценку ты сегодня получил?» Лучше спросите: «Что нового ты сегодня узнал?». Ребенок будет понимать, что вы интересуетесь его проблемами и одновременно будет закреплять изученный материал.
  4. Не требуйте от ребенка немедленного отчета о своих школьных делах. Он сам откроется перед вами, если будет уверен в том, что вы – его опора.
  5. Не обсуждайте проблемы в обучении с учителем в присутствии ребенка. Никогда не ругайте, не унижайте ребенка в присутствии его товарищей. Не нужно хвалить других детей, тем самым принижая своего ребенка.
  6. Попросите учителя спрашивать на уроке ребенка только тогда, когда он сам тянет руку, не озвучивать всем его ошибки, не заострять внимание на неудачах. Необходимо найти контакт с педагогом. Ученику нужна поддержка и родителей, и педагога.
  7. Работайте с ребенком только в положительном ключе. Если что-то не получается, поддержите, замечайте самый маленький успех.
  8. Вознаграждайте ребенка за его труд и не только на словах.
  9. Давайте возможность отдыхать. Обязателен полноценный отдых. Большое значение имеет отдых в выходные дни и особенно во время каникул (никаких занятий!).
  10. Обязательно консультируйтесь у специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врачей.

Не ждите быстрых результатов.Помните, что работа над школьными трудностями — это большой труд.Чем раньше с ребенком начнут работать специалисты, тем больше шансов, что ребенок станет успешен.

Список используемой литературы

  1. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.-М.: 1977.
  2. Паршутин И.А. Методы стимулирования учебной деятельности. Феникс, 2008.
  3. Цетлин В.С. неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.