Власова Л.С., педагог-психолог

В дошкольном возрасте ребёнок должен уже уметь пересказывать 25% -30% от смысла текста, в младшем школьном возрасте 45% — 50%, в старшем школьном возрасте от 60% и более.

Что такое пересказ? Пересказ — это своими словами рассказать текст и передать его основное содержание. Когда ребенок пересказывает, он развивает свои эмоции, логику, словарный запас, память, мышление. Педагоги рекомендуют родителям учить ребёнка уметь пересказывать текст до поступления в школу. Как помочь ребёнку, если он уже столкнулся с этой проблемой в школе?

Общепринятая методика обучения пересказа в школе:

во-первых, внимательно прочитайте текст;

во-вторых, разберите и объясните ребёнку незнакомые слова;

в-третьих, выявите из текста главную мысль;

в-четвёртых, ищите ответы на вопросы согласно тексту.

Какая же взаимосвязь чтения и пересказа?

Одна из проблем, когда ребёнок не может пересказать текст связана именно с чтением, и при этом неважно, сколько ему лет. Это два разных процесса — понимание прочитанного и чтение. При чтении, у мозга хватает лишь ресурсов на соединение букв и на озвучивание слов, но нет осмысление прочитанного. Школьник может читать несколько раз одну и ту же страницу, но ситуация не поменяется. После прочтения текст не становится понятным, но у ребенка к чтению уже сформировался процесс неприязни.

Запомните два важных момента:

  • нельзя решить проблему повторным чтением текста;
  • при множественном чтении у ребёнка ухудшается только настрой.

Для того, чтобы ребёнок улучшил навыки чтения и осмысления текста, не нужно делать упор на скорость чтения, а лучше всего необходимо развивать когнитивные функции мозга, а именно: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь и пр.

Для развития когнитивных функций мозга, вашему ребёнку помогут упражнения:

  • Собери пазлы. Данная игра помогает развивать память, образное и логическое мышление, внимание.
  • Алфавит. В нескольких копиях нужно распечатать буквы алфавита, затем предложите ребёнку собирать слова из 4 букв. После того, как вы убедились, что он научился составлять слова, усложняйте задание. Упражнение лучше помогает ребёнку узнавать и запоминать буквы во время чтения.
  • Игра в слова. Вместе с ребёнком придумывайте слова на одну и ту же букву и произносите их по очереди. Далее, придумывайте слова на последнюю букву. Напишите на бумаге длинное слово и составьте из него новые слова.
  • Пересказывайте короткие тексты из 2 — 6 предложений. Можно взять короткий и законченный по смыслу рассказ.

Техники пересказа текста, которые помогут расширить словарный запас вашего ребёнка и научат его пересказывать текст. Данные техники пересказа подходят как для школьного, так и для дошкольного возраста.

  • Пересказ текста по сюжетным картинкам. Попросите ребенка прочитать текст, потом самостоятельно разложить картинки по сюжету, и пересказать его с опорой на картинки.
  • Пересказ текста от первого лица. Объясните ребенку, что бы он смог представить себя на месте того героя, о ком идёт речь в тексте и рассказать его от первого лица. Для детей 3 класса и старше лучше пересказывать от нескольких лиц, описывать их эмоции, объяснять причины поступков.
  • Игра в театр или пересказ текста в нескольких лицах. Ребёнок озвучивает одного полюбившегося ему героя, а взрослый — другого.

Уважаемые родители! Найдите время для занятий с ребенком, и ребенок обязательно овладеет навыком пересказа! Желаем успехов!

Запись на ПМПК

    Нажимая кнопку «Отправить», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

    ×