Комаревцева М.А., педагог-психолог
С момента рождения ребенок является уже отдельной от родителя личностью. В самом начале он нуждается в обоих родителях и требует много времени и внимания. С каждым днем, развиваясь, ребенок становиться более независимым от родителей и только от них зависит то, насколько ребенок вырастит зрелой и независимой личностью.
Практические рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности у дошкольника
- Приглашайте ребенка в обсуждении вопросов семьи.
Как правило, родителям легче принять решение без участия ребенка, так как его мнение может не совпасть с их собственным. По мере взросления ребенок своим простым детским языком может излагать простые истины, которые взрослые иногда не замечают в повседневной жизни. Если ребенок с вами не соглашается, то нужно переубедить ребенка или же доступно объяснить свою точку зрения.
- Давайте ребенку возможность выбора.
Чем меньше ребенок, тем меньше должен быть выбор. Например, 3-х летнему ребенку предложить выбрать из двух комплекта одежды какой-то один. Тем самым это формирует его собственное мнение, но не следует давать слишком широкого выбора.
- Помогайте, когда просит ребенок.
Родителю следует уменьшить количество помощи ребенку, так как то, в чем родитель помогает ребенку, он уже умеет делать самостоятельно. Для оказания помощинаучите ребенка фразам: «Мама мне нужно помочь», «Мама мне нужна твоя помощь», «Я не могу этого сделать, у меня не получается». Рассказывайте, показывайте, но только после просьб о помощи.
- Развивайте кругозор.
Кругозор ребенка развивается через посещение новых мест, общение. Обращайте внимания, чем интересуется ребенок. Дождитесь от него явного интереса и расскажите ребенку о том, чем он заинтересовался.
- Создавайте условия для самостоятельной игры.
Следует давать ребенку время, возможность играть самостоятельно. И не забывайте, ребенок должен получать порцию внимания от родителей, чтобы он не скучал. Без этой порции внимания ребенок будет за вами ходитьи требовать внимания к себе.
- Позволяйте совершать собственные ошибки.
Когда вы видите, что ребенок делает что-то неправильно и эта ошибка не угрожает его безопасности, позвольте ему ее совершить. Если ребенок не справляется с нагрузкой, дайте возможность ему попросить о помощи. Не влезайте в его процесс своими советами.
- Старайтесь выполнять обещания.
Если родитель не выполняет свои обещания, то ребенок берет за правила тоже их не выполнять, он не считает важным выполнять их.
- Приучите убирать ребенка за собой.
Когда ребенок наигрался и хочет взять другую игрушку, следует убрать старую игрушку и только после этого достать новую игрушку.
- Чаще хвалите, поощряйте ребенка.
Похвала должна быть сразу после сделанного им поступка. Также следует избегать пустых, надуманных поощрений.
И помните! В любом возрасте немаловажно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности и вызывает негативные реакции.
Список используемой литературы
- Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под ред.В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.
- Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. — М.: Речь, 2002.