Комаревцева М.А., педагог-психолог

Агрессивное поведение – это характерная форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе, либо применением силы по отношению другому человеку или группе лиц, которым человек стремится причинить вред.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными: подростковые споры, драки и конфликты, неадекватные шалости и игры.

Специалисты отмечают, что часто родители (законные представители) просто не знают, как справиться с поведением агрессивного ребенка. Единственное воздействие, которое временно спасает – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становится сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности этих детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может проявиться в результате различных межличностных взаимодействий, детско-родительских отношений, стиля воспитания в семье.

Агрессия является одним из частых способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных жизненных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.

Выделяют следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

  1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия – агрессия, которая направлена на другое лицо: злобные сплетни, шутки, либо агрессия, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, битье кулаками по столу.
  3. Склонность к раздражению – готовность при малейшем возбуждении к проявлению резкости, грубости.
  4. Негативизм – протестная форма поведения, направленная против авторитета или руководства.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к другим людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить какой-либо вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение отрицательных чувств через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
  8. Чувство вины – убеждение ребенка в том, что он является плохим человеком, поступает плохо, говорит о наличии у него угрызений совести.

Дети подросткового возраста значительно отличаются друг от друга по склонности к агрессии.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

— низкий уровень познавательных способностей;

— сниженная самооценка;

— низкий уровень волевой сферы;

— низкий уровень коммуникативных навыков;

— повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин.

Однако агрессивное поведение достаточно обычное явление для подросткового возраста. Специфической особенностью агрессивного поведения вподростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне рушения авторитета взрослых.

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

— проявлять открыто, получая «тычки» и жизненный опыт. Следуя этим путем, подросток либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо начинает деградировать;

— прятать и подавлять агрессию. Подросток становится послушным, но при этом утрачивает часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо неврозов, либо психосоматических заболеваний.

Необходимо заметить, что родителимогут способствовать развитию подростковой агрессии в следующих случаях:

  1. Эмоциональное отвержение.

Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти отцы страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда «переживают вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.Агрессивное поведение ребенка вызывается прежде всего недостатком заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей.

  1. Ужесточение контроля.

Родители,устрашённыеинформацией о росте подростковой различных правонарушений, стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноша и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные и необдуманные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и творят именно то, чего боятся родители.

Таким образом, для формирования самоконтроля над агрессивностью и сдерживанием агрессивных вспышек большую роль играет развитие процессов эмпатии, способности ребенка к сочувствию и сопереживанию другим людям, представления о другом человеке как уникальной ценности.