Комаревцева М.А., педагог-психолог
В современном мире нет ни одного ребёнка, которому бы не был доступен и понятен современный гаджет.
Так почему ребёнок постоянно проводит время в телефоне, за компьютером?
Когда рождается малыш, то у него нет потребностей в гаджетах, нет привычки сидеть в телефоне. Известно, что привычки формируются с детства, и какими они будут, зависит от ближайшего окружения — папы, мамы, бабушек и дедушек.
Зачем мы знакомим детей с гаджетами? Да просто родителям так удобно, выгодно, чтобы ребёнок не мешал, не отвлекал.Есть другая сторона: родители идут в ногу со временем и стараются развивать ребенка через гаджеты.В том и другом случае важно знать чувство меры.
Причины, почему ребенок начинает сидеть в телефоне:
-родитель сформировали привычку, так удобно, выгодно;
— копирование взрослых;
— родитель является деструктивным примером;
— трудности в живом общении со сверстниками;
— скука;
— переутомление;
-общение в социальных сетях.
Рекомендации по использованию гаджетов детьми
- До 2-х лет детей не рекомендуется знакомить с гаджетами.
С 2-5 лет педиатры рекомендуют доводить время взаимодействия с гаджетами до 1 часа максимум.
С 5 лет и выше до 2-х часов, не более.
- Ребенок является зеркальным отражением самих родителей. Родитель должен поработать над собой, посмотреть, сколько он времени проводит дома за гаджетами. Родитель должен взять на себя ответственность, за свое поведение и пересмотреть его, поменять свою модель поведения.
- Разработать совместно с ребенком правила, которые нужно четко соблюдать (традиции, настольные игры, увлечения, совместное время провождение и т.д.)и стремиться к последовательности и качеству.
- Найти подходящую замену телефону в виде живого общения.
- Если ребенок вас не слышит, тогда спокойно садитесь и договаривайтесь. Нестоит вырывать гаджет из рук ребенка, кричать, манипулировать, угрожать.
Часто дети ведут себя так же, как и родители. Они не выпускают смартфон из рук, мгновенно реагируют на уведомления, листают ленту в соцсетях перед сном. Начните сами соблюдать правила информационной гигиены, чтобы показать пример ребёнку. Например, откажитесь от гаджетов за ужином и не пользуйтесь телефоном в постели.
- Не превращайте гаджет в нечто поощрительное.
ОДНАКО! Не ограничивайте полностью ребенка от гаджетов. Вы не только лишаете его продуктивного будущего, но и компрометируют разрыв коммуникации с одноклассниками (синдром «белой вороны»).
Для учащихся начальной школы гаджеты могут быть подспорьем в учебе: тренажеры по правилам русского и иностранных и таблице умножения, познавательные фильмы и онлайн экскурсии, а также интеллектуальные и стратегические игры.
Для подростков ценность будут иметь игры, основанные на взаимоотношениях, общение в мессенджерах и соцсетях с безопасным окружением, с которым нет возможности встречаться в реальности, а также обмен полезной и интересной информацией с одноклассниками.
В позднем подростковом возрасте гаджеты помогают выбрать профессию, находить полезную информацию для исследовательских проектов, поддерживать общение с безопасным окружением.