Гревцева О.В., учитель-дефектолог

В школе от ребенка требуется запомнить большое количество информации, связанной с разными областями знаний. Нужно выучить правила, определения, таблицу умножения и словарные слова. Редко, когда словарные слова учитель разучивает с детьми в классе. Обычно они даются для запоминания как домашнее задание, для заучивания с родителями.

Есть некоторые приемы, которые могут облегчить запоминание словарных слов.

  1. Прочитать слово медленно по слогам, несколько раз.
  2. Составить слово из букв разрезной азбуки.
  3. Объяснить значение слова, подобрать однокоренные слова.
  4. Разделить слово на слоги и для переноса. Поставить ударение.
  5. Отметить цветом букву (буквы), которую нужно запомнить. Выполнить звукобуквенный анализ слова.
  6. Несколько раз записать слово, меняя его формы (число, падеж, …)
  7. Придумать и записать словосочетания или предложения с заучиваемым словом. Придумать и записать небольшой рассказ с группой словарных слов.
  8. Записать слово в словарик.
  9. Выполнить диктант по картинкам: ребенку показывают картинки с изображением предметов (название – словарное слово), а ребенок записывает слова.
  10. Записать ряд словарных слов,сортируя по алфавиту, по количеству букв.

Для повышения интереса ребенка к работе над словарными словами можно использовать игры.

Мотивационные игры по заучиванию словарных слов

  1. «Сбежавшие гласные»

Ребенку предлагают карточки со словарными словами, которые необходимо запомнить. В словах пропущены гласные. Ребенок должен отгадать слово и правильно его написать. Например, мрквь – морковь.

  1. «Разрисуй букву»

Запишите с ребенком слово, букву, которую нужно запомнить напишите крупнее, чем остальные. А потом спросите у ребенка, что ему напоминает эта буква (не предлагайте детям свои ассоциации). Создайте букву-картинку. Разместите украшенные слова на видном месте, перед глазами ребенка. Когда ребенок будет в очередной раз писать слово, попросите его вспомнить, что вы с ним рисовали (во какую картинку превращали букву).

  1. «Письмо вслепую»

Ребенка просят закрыть глаза и представить проблемное слово. Назвать слово по буквам, затем проговорить медленно так, как он будет писать это слово. «Записать» так слово 5 раз, каждый раз медленно проговаривая слово.Если у ребенка получается, то можно записывать слово на бумаге с закрытыми глазами.

  1. «Созвучия»

Суть этой игры заключается в том, чтобыпридуматьксловусозвучное сочетание или ассоциацию, например «лягушка – ляг у ушка». Эта ассоциация будет для ребенка личными и понятными только ему. Чем смешнее и необычнее ассоциация, тем интереснее.

  1. «Кроссворд»

Кроссворды на словарные слова есть в доступе в интернете. Можно составить его для ребенка. А можно попросить ребенка самостоятельно составить кроссворд для друзей или для родителей.

  1. «Допиши предложение»

Ребенку предлагают вставить в предложение пропущенное словарное слово.

Работа по запоминанию правописания словарных слов длительная, кропотливая и трудная. Она продолжается из класса в класс, поэтому необходимо выработать систему занятий с ребенком и выполнять работу регулярно.