Гревцева О.В., учитель-дефектолог
В школе от ребенка требуется запомнить большое количество информации, связанной с разными областями знаний. Нужно выучить правила, определения, таблицу умножения и словарные слова. Редко, когда словарные слова учитель разучивает с детьми в классе. Обычно они даются для запоминания как домашнее задание, для заучивания с родителями.
Есть некоторые приемы, которые могут облегчить запоминание словарных слов.
- Прочитать слово медленно по слогам, несколько раз.
- Составить слово из букв разрезной азбуки.
- Объяснить значение слова, подобрать однокоренные слова.
- Разделить слово на слоги и для переноса. Поставить ударение.
- Отметить цветом букву (буквы), которую нужно запомнить. Выполнить звукобуквенный анализ слова.
- Несколько раз записать слово, меняя его формы (число, падеж, …)
- Придумать и записать словосочетания или предложения с заучиваемым словом. Придумать и записать небольшой рассказ с группой словарных слов.
- Записать слово в словарик.
- Выполнить диктант по картинкам: ребенку показывают картинки с изображением предметов (название – словарное слово), а ребенок записывает слова.
- Записать ряд словарных слов,сортируя по алфавиту, по количеству букв.
Для повышения интереса ребенка к работе над словарными словами можно использовать игры.
Мотивационные игры по заучиванию словарных слов
- «Сбежавшие гласные»
Ребенку предлагают карточки со словарными словами, которые необходимо запомнить. В словах пропущены гласные. Ребенок должен отгадать слово и правильно его написать. Например, мрквь – морковь.
- «Разрисуй букву»
Запишите с ребенком слово, букву, которую нужно запомнить напишите крупнее, чем остальные. А потом спросите у ребенка, что ему напоминает эта буква (не предлагайте детям свои ассоциации). Создайте букву-картинку. Разместите украшенные слова на видном месте, перед глазами ребенка. Когда ребенок будет в очередной раз писать слово, попросите его вспомнить, что вы с ним рисовали (во какую картинку превращали букву).
- «Письмо вслепую»
Ребенка просят закрыть глаза и представить проблемное слово. Назвать слово по буквам, затем проговорить медленно так, как он будет писать это слово. «Записать» так слово 5 раз, каждый раз медленно проговаривая слово.Если у ребенка получается, то можно записывать слово на бумаге с закрытыми глазами.
- «Созвучия»
Суть этой игры заключается в том, чтобыпридуматьксловусозвучное сочетание или ассоциацию, например «лягушка – ляг у ушка». Эта ассоциация будет для ребенка личными и понятными только ему. Чем смешнее и необычнее ассоциация, тем интереснее.
- «Кроссворд»
Кроссворды на словарные слова есть в доступе в интернете. Можно составить его для ребенка. А можно попросить ребенка самостоятельно составить кроссворд для друзей или для родителей.
- «Допиши предложение»
Ребенку предлагают вставить в предложение пропущенное словарное слово.
Работа по запоминанию правописания словарных слов длительная, кропотливая и трудная. Она продолжается из класса в класс, поэтому необходимо выработать систему занятий с ребенком и выполнять работу регулярно.