Гревцева О.В., учитель-дефектолог

Слуховое восприятие является неотъемлемой частью целостного процесса восприятия. Недостаточность развития восприятия в целом и слухового восприятия в частности приводит к неравномерности развития познавательного развития ребенка или к его задержке.

Слуховое восприятие отвечает за способность различать звуки, в том числе речь, по различным их характеристикам. Нарушение слухового восприятия или его дефицитарность неминуемо приводит к нарушениям устной и письменной речи ребенка.

Слуховое внимание – это способность сосредотачиваться на звуках, умение слушать и понимать речь. Слуховое внимание не является врождённой способностью, его нужно развивать.

Примерные упражнения и игры на развитиеслухового восприятия и слухового внимания (для занятий с детьми дошкольного возраста)

  1. Игры с музыкальными инструментами. Ребенка сначала знакомят со звучанием разных музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, ксилофон, бубен, трещотка и др.). После этого предлагают угадать, что звучит. Для этого ребенку завязывают глазаили прячут предметы за ширмой. Если ребенок не может назвать предмет в силу возраста или по причине отсутствия речи, то можно попросить его показать картинку с изображением звучавшего предмета. Если ребенок без труда угадывает музыкальный инструмент по звучанию, предлагают угадать два или три инструмента, прозвучавших по очереди.
  2. «Шумелки». Для игры понадобятся несколько непрозрачных коробочек. Коробочки нужно наполнить: одну – манкой, вторую – рисом, третью – гречкой, четвёртую – горохом.Задача ребенка научиться по звучанию различать коробочки. Если в пары коробочек насыпать одинаковые крупы, то задачей ребенка будет найти коробочки с одинаковым звучанием.
  3. «Послушай и сделай!».Взрослый с ребенком договариваются, какое движение ребенок будет выполнять, если услышит звук музыкального инструмента. Например, если зазвенит колокольчик, ребенок – прыгает, если барабан – топает.Задача ребенка быть внимательным.
  4. «Раз, два, выполняй».Взрослый дважды называет два-три движения (подними руку, присядь, подпрыгни), которые нужно выполнить ребенку, но не показывает их. Потом дает сигнал ребенку выполнить эти движения.
  5. «Тихо-громко».Взрослый произносит звуки то тихо, то громко, а ребенок в зависимости от характера звука выполняет разные движения. Например, если звук тихий – приседает, если громкий – подпрыгивает. Можно немного усложнить игру: перед ребенком располагается несколько предметов и две пустых коробки: одна больше, а другая — меньше. Взрослый называет предметы. Если название звучит громко, то ребенок кладет предмет в большую коробку, если тихо – то в меньшую.
  6. «Дорожки». Для упражнения понадобятся бумага, цветные карандаши или фломастеры. Взрослый произносит звуки, разные по длительности, одновременно ребенок рисует линию. Как только звук прекращается, ребенок перестаёт рисовать.
  7. «Большой – маленький».Для игры понадобится музыкальный инструмент, способный воспроизводить звуки разной высоты и две игрушки: большая и маленькая. Взрослый издает с помощью инструмента звуки разной высоты, а ребенок во время звучания выполняет действия игрушками. Размер игрушки зависит от высоты звука: низкий звук – большая, высокий – маленькая.
  8. «Жмурки». Понадобится небольшой колокольчик. Ребенку завязывают глаза повязкой. Взрослый издает с помощью колокольчика звук, а ребенок должен двигаться по направлению к источнику звука. Необходимо позаботиться о безопасности передвижения ребенка!
  9. «Узнай по звуку».Для упражнения понадобятся предметы, знакомые ребенку по звучанию (пакет, бумага, крупа и прочее). Взрослый за ширмой издает звуки разными предметами, а ребенок угадывает, что звучит.
  10. «Послушай и повтори».Взрослый произносит слоговые ряды, задача ребенка – повторить без ошибок. Например, «та-та», «па-па-па», «фа». Используются только те слоги, которые ребенок может правильно произнести.
  11. «Ритмы».Взрослый отстукивает (отхлопывает) разные ритмы, а ребенок повторяет. На начальном этапе используются простые ритмы: звук-пауза-звук; звук-звук-пауза-звук; звук-пауза-звук-звук.
  12. «Быстро-медленно».Для упражнения потребуются записи быстрой и медленной музыки. Если звучит медленная музыка, то ребенок передвигается плавно и неторопливо, если быстрая – начинает бежать. Важно, чтобы было достаточно места для передвижения!
  13. «По секрету».Взрослый рассказывает ребенку различные «секреты», например, где спряталась любимая игрушка. Важно: «секреты» произносятся шёпотом!
  14. «Поймай звук (слово)».Взрослый с ребенком договариваются о том, что будут «ловить» определенный звук или слово. Чтобы «поймать» звук, нужно хлопнуть в ладоши, если его услышишь. Взрослый медленно произносит звуки (слова), а ребенок хлопает в момент произнесения загаданного звука (слова).

Помимо упражнений, развивать слуховое восприятие можно и в повседневной жизни:

— обращайте внимание ребенка на звуки, вокруг него, учите выделять значимые;

— старайтесь не подкреплять жестом речевую инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок понимал и выполнял разные по сложности задания на слух;

— расширяйте и обогащайте словарный запас ребенка, читайте вслух и слушайте аудиосказки.

Значение слухового восприятия и внимания нельзя недооценивать. Умение воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую от разных органов чувств необходимо для полноценного развития познавательной сферы ребенка.