Гревцева О.В., учитель-дефектолог
Слуховое восприятие является неотъемлемой частью целостного процесса восприятия. Недостаточность развития восприятия в целом и слухового восприятия в частности приводит к неравномерности развития познавательного развития ребенка или к его задержке.
Слуховое восприятие отвечает за способность различать звуки, в том числе речь, по различным их характеристикам. Нарушение слухового восприятия или его дефицитарность неминуемо приводит к нарушениям устной и письменной речи ребенка.
Слуховое внимание – это способность сосредотачиваться на звуках, умение слушать и понимать речь. Слуховое внимание не является врождённой способностью, его нужно развивать.
Примерные упражнения и игры на развитиеслухового восприятия и слухового внимания (для занятий с детьми дошкольного возраста)
- Игры с музыкальными инструментами. Ребенка сначала знакомят со звучанием разных музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, ксилофон, бубен, трещотка и др.). После этого предлагают угадать, что звучит. Для этого ребенку завязывают глазаили прячут предметы за ширмой. Если ребенок не может назвать предмет в силу возраста или по причине отсутствия речи, то можно попросить его показать картинку с изображением звучавшего предмета. Если ребенок без труда угадывает музыкальный инструмент по звучанию, предлагают угадать два или три инструмента, прозвучавших по очереди.
- «Шумелки». Для игры понадобятся несколько непрозрачных коробочек. Коробочки нужно наполнить: одну – манкой, вторую – рисом, третью – гречкой, четвёртую – горохом.Задача ребенка научиться по звучанию различать коробочки. Если в пары коробочек насыпать одинаковые крупы, то задачей ребенка будет найти коробочки с одинаковым звучанием.
- «Послушай и сделай!».Взрослый с ребенком договариваются, какое движение ребенок будет выполнять, если услышит звук музыкального инструмента. Например, если зазвенит колокольчик, ребенок – прыгает, если барабан – топает.Задача ребенка быть внимательным.
- «Раз, два, выполняй».Взрослый дважды называет два-три движения (подними руку, присядь, подпрыгни), которые нужно выполнить ребенку, но не показывает их. Потом дает сигнал ребенку выполнить эти движения.
- «Тихо-громко».Взрослый произносит звуки то тихо, то громко, а ребенок в зависимости от характера звука выполняет разные движения. Например, если звук тихий – приседает, если громкий – подпрыгивает. Можно немного усложнить игру: перед ребенком располагается несколько предметов и две пустых коробки: одна больше, а другая — меньше. Взрослый называет предметы. Если название звучит громко, то ребенок кладет предмет в большую коробку, если тихо – то в меньшую.
- «Дорожки». Для упражнения понадобятся бумага, цветные карандаши или фломастеры. Взрослый произносит звуки, разные по длительности, одновременно ребенок рисует линию. Как только звук прекращается, ребенок перестаёт рисовать.
- «Большой – маленький».Для игры понадобится музыкальный инструмент, способный воспроизводить звуки разной высоты и две игрушки: большая и маленькая. Взрослый издает с помощью инструмента звуки разной высоты, а ребенок во время звучания выполняет действия игрушками. Размер игрушки зависит от высоты звука: низкий звук – большая, высокий – маленькая.
- «Жмурки». Понадобится небольшой колокольчик. Ребенку завязывают глаза повязкой. Взрослый издает с помощью колокольчика звук, а ребенок должен двигаться по направлению к источнику звука. Необходимо позаботиться о безопасности передвижения ребенка!
- «Узнай по звуку».Для упражнения понадобятся предметы, знакомые ребенку по звучанию (пакет, бумага, крупа и прочее). Взрослый за ширмой издает звуки разными предметами, а ребенок угадывает, что звучит.
- «Послушай и повтори».Взрослый произносит слоговые ряды, задача ребенка – повторить без ошибок. Например, «та-та», «па-па-па», «фа». Используются только те слоги, которые ребенок может правильно произнести.
- «Ритмы».Взрослый отстукивает (отхлопывает) разные ритмы, а ребенок повторяет. На начальном этапе используются простые ритмы: звук-пауза-звук; звук-звук-пауза-звук; звук-пауза-звук-звук.
- «Быстро-медленно».Для упражнения потребуются записи быстрой и медленной музыки. Если звучит медленная музыка, то ребенок передвигается плавно и неторопливо, если быстрая – начинает бежать. Важно, чтобы было достаточно места для передвижения!
- «По секрету».Взрослый рассказывает ребенку различные «секреты», например, где спряталась любимая игрушка. Важно: «секреты» произносятся шёпотом!
- «Поймай звук (слово)».Взрослый с ребенком договариваются о том, что будут «ловить» определенный звук или слово. Чтобы «поймать» звук, нужно хлопнуть в ладоши, если его услышишь. Взрослый медленно произносит звуки (слова), а ребенок хлопает в момент произнесения загаданного звука (слова).
Помимо упражнений, развивать слуховое восприятие можно и в повседневной жизни:
— обращайте внимание ребенка на звуки, вокруг него, учите выделять значимые;
— старайтесь не подкреплять жестом речевую инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок понимал и выполнял разные по сложности задания на слух;
— расширяйте и обогащайте словарный запас ребенка, читайте вслух и слушайте аудиосказки.
Значение слухового восприятия и внимания нельзя недооценивать. Умение воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую от разных органов чувств необходимо для полноценного развития познавательной сферы ребенка.