Гревцева О.В., учитель-дефектолог
Умение читать – важнейший навык, необходимый для успешного обучения. Особое внимание при обучении ребёнка чтению следует уделить развитию смыслового чтения. Это значит, что ребёнок должен уметь понимать то, о чем читает. Развитие смысловой стороны чтения идёт параллельно с развитием технической стороны. Поэтому задания на развитие смыслового чтения необходимо включать в работу на самых ранних этапах обучения чтению, постепенно усложняя материал, по мере совершенствования технической стороны чтения.
Материал для заданий стоит подбирать с учётом осведомленности ребёнка, постепенно вводя новые слова, понятия и речевые обороты.
Старайтесь, чтобы ребёнку было интересно, не допускайте переутомления, но имейте терпение и настойчивость при достижении целей.
Примерные упражнения для развития смыслового чтения.
- Прочитай слово (предложение) и найди соответствующую картинку.
- Найди среди несуществующих слов настоящие.
юргп, юбка, юркий, ютрол
юпера, юг, юдр, юла, юшра,
юный, юттак, ювапс, юноша
- Выбери слово (предложение), подходящее к картинке.
- Прочитай предложение, вставь недостающее слово.
Около дома растёт высокое ________ .
- Прочитай слова, найди лишнее слово.
весна
лето
среда
зима
- Прочитай предложения, расставь их по порядку.
Они сели под ель.
Стоял жаркий день.
Да это же рыжая белка!
Какой зверь в густых ветвях?
Игорь и Сергей пошли в лес.
Там была тень.
- Прочитай предложения, найди ошибку.
Ночью на небе светит лужа.
Ребята рвали с дерева спелые огурцы.
- Прочитай, выполни задание.
Нарисуй в тетради два синих флажка.
Запиши слово, состоящее из двух слогов.
- Прочитай рассказ. Найди в тексте ответы на вопросы.
Заблудились.
Семён и Иван жили летом на даче. Однажды мальчики пошли в лес за грибами. Там они заблудились. Ребята стояли в чаще леса и не знали, куда идти. Их окружали высокие сосны и осины. Ребята долго совещались. Семён догадался влезть на высокую сосну. Он увидел дорогу к дому.
Вопросы
- Какое название текста
- Как звали мальчиков?
- Зачем отправились мальчики в лес?
- Что произошло с ними в лесу?
- Какие деревья их окружали в лесу?
- Что догадался сделать Семён?
- Что он увидел?
- Как ещё можно назвать рассказ?
- Прочитай. Восстанови диалог.
— Миша.
— Восемь лет.
— В первом.
— Урок математики!
— В футбол!
- Выбери только те предложения, которые связанны между собой по смыслу.
Ребята пришли в рощу. Мне семь лет. Там пели птички. Там было красиво.
- Прочитай. Выбери и только те предложения, из которых можно составить текст. Озаглавь его.
Над лесом встаёт солнышко. На столе стоит чайник. Под его лучами синей лентой блестит река. Едет машина. На её берегах уже сидят рыбаки. Кот пьёт молоко. Они наловили много рыбы. На улице холодно и сыро. Хороша будет уха!
Подобные упражнения также способствуют развитию мышления, внимания и связной речи.