Гревцева О.В., учитель-дефектолог
В дошкольном возрасте ребенок активно постигает мир, формирует многие умения, которые пригодятся ему в школе, в том числе он овладевает счетом, знакомится с числами, учится оперировать количествами. Основным видом деятельности в этом возрасте является игра, поэтому при обучении ребенка счету и развитии у него счетных навыков следует отдать предпочтение игровым приемам. При выборе игр нужно стараться задействовать различные анализаторы ребенка.
Игры и упражнения для развития счетных навыков у дошкольников.
- «Отгадай и сосчитай»
Материалы: карточки с изображенными на них предметами в разном количестве, например, 5 морковок, 3 огурца и т.д.
Техника проведения: взрослый загадывает ребенку загадку, ребенок должен отгадать, найти карточку с отгадкой и сосчитать предметы, изображенные на карточке.
- «Найди столько»
Материалы:карточки, на которых изображено разное количество предметов или фигур.
Техника проведения:распечатать карточки или изготовить их вместе с ребенком. Ребенку дают полоску бумаги с некоторым количеством кружков и просят выбрать все карточки с таким же количеством предметов. По мере совершенствования навыка счета можно ограничить во времени выполнение задания.
- «Продолжи счет»
Техника проведения:взрослый начинает считать: «Один, два, три…». По заранее оговорённому сигналу (хлопок) взрослый замолкает, а ребенок продолжает считать.
- «Какое число потерялось?»
Техника проведения:взрослый считает по порядку, намеренно пропуская какое-то число. После того, как взрослый остановится, ребенок должен сказать, какое число потерялось.Это упражнение не только развивает счетные навыки, но и тренирует внимание.
- «Предыдущий-следующий»
Материалы:мяч.
Техника проведения:перед началом игры взрослый с ребенком договариваются, какое число будет называть ребенок: предыдущее или следующее. Затем начинают играть: взрослый бросает ребенку мяч и называет число, а ребенок бросает мяч назад и говорит число, согласно договоренности.
- «Кто больше»
Материалы:два шнурка и крупные бусины.
Техника проведения: по сигналу взрослый с ребенком начинают нанизывать бусины на шнурок (можно заранее оговорить порядок цветов, в котором следует располагать бусины). По второму сигналу прекращают. Ребенок должен сосчитать бусины на обоих шнурках и сказать, у кого больше.
- «Отгадай число»
Техника проведения: взрослый загадывает число и дает подсказку, например, столько лап у кота или столько братьев-поросят было в сказке, это число стоит перед числом 7 и проч.
- «Гонщики»
Материалы: машинки с наклеенными на ними кружками (звездочками) от 1 до 10.
Техника проведения:взрослый предлагает поиграть в гонки, но для начала нужно расставить машинки по порядку, в соответствии с количеством кружков: номер 1 – один кружок, номер 2 – два и т.д. Затем машины «начинают заезд» (можно для этого соорудить для них наклонную плоскость из широкой доски). Ребенок должен сказать, какой номер победил.
- «Раз, два, три, молчи!»
Техника проведения:взрослый дает ребенку задание загадать число и объяснить, какое число загадал. Главное условие – не произносить ни слова. Ребенок может топать, хлопать, прыгать, приседать и т.д. Взрослый должен показать ответ на пальцах. Если он угадал, то ребенок кивком подтверждает это. Игра продолжается.
- «Сколько пропало?»
Материалы:счетный материал.
Техника проведения:взрослый кладет перед ребенком несколько предметов и просит сосчитать их. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый в это время прячет несколько предметов. Открыв глаза, ребенок должен сказать сколько пропало.
Благодаря математическим играм счет со временем перестанет вызывать у ребенка затруднения и войдет в привычку. Чтобы навык закрепился, нужно считать часто, а чтобы это занятие не надоедало, необходимо использовать разные игры. Кроме того, математические игры развивают внимание, память, мелкую моторику, реакцию и мышление.