Гревцева О.В., учитель-дефектолог

Наступление летних каникул для школьников обычно омрачается огромным списком для чтения. Содержание этих списков варьируется у разных учителей и в зависимости от класса, но необходимость читать остаётся неизменной. Кроме того, ученикам начальных классов зачастую приходится вести дневник летнего чтения. В начальной школе ребенок нуждается в помощи родителей, которые должны организовать летнее чтение так, чтобы ребенок не только успел прочитать необходимые произведения, но и получил от этого удовольствие.

Рекомендации для родителей по организации летнего чтения

  1. Начните с изучения списка литературы для летнего чтения. Почитайте его вместе с ребенком и выберете произведения, которые ему интересны. Посмотрите, какие книги есть у вас дома на полках или сходите вместе в библиотеку. Не стоит стремиться прочитать все книги из рекомендованного списка. Можно выбрать те книги, которые захочет сам ребенок.
  2. Когда ребенок начинает читать, встает вопрос: «Сколько страниц в день должен прочитывать ребенок?». Считается, что первоклассник должен прочитывать 10 страниц в день, ученик второго класса – 20, третьего – 30, четвертого – 40. Однако, не стоит устанавливать жёстких рамок. Достаточно 15 минут в день, чтобы сохранить имеющийся у ребенка уровень сформированности навыка чтения. Поэтому не беда, если ребенок прочитает немного меньше страниц, чем запланировано. Удобнее будет разделить текст на части-микротемы, подобные главам в более крупных произведениях.
  3. Придерживайтесь правила «Ни дня без строчки!». Чтение должно стать для ребенка частью жизни, ритуалом, привычкой.
  4. Обязательно читайте вслух. Обращайте внимание на выразительность чтения, соблюдение при чтении норм и правил русского языка.
  5. Не гонитесь за скоростью чтения. Обращайте внимание на понимание ребенком прочитанного. Задавайте вопросы по содержанию, сравнивайте героев из разных произведений.
  6. Используйте для чтения те моменты, когда ребенок свободен. Не отрывайте его от интересных дел для того, чтобы почитать, иначе чтение будет вызывать у него сильные негативные эмоции.
  7. Устройтесь поудобнее. Летом ребенок настроен отдыхать, поэтому не стоит пытаться усадить его за парту, лучше организуйте ему удобный уголок или позвольте расположиться на диване так, как ему нравится.
  8. Читайте вместе. Это может быть чтение по ролям или по абзацам. Проявляйте свою искреннюю заинтересованность в процессе, обсуждайте с ребенком героев и сюжет. Читайте ребенку вслух.
  9. Ведите читательский дневник. Если учитель не дал образец, то можете его оформить по своему желанию. Нарисовать небольшие иллюстрации к произведению, описать героев, записать что понравилось в произведении. Ведение читательского дневника помогает ребенку осмыслить и запомнить произведение, научиться выделять главную мысль в тексте.
  10. Читайте произведения разных жанров. Жанровое разнообразие читаемых произведений способствует расширению словаря и кругозора ребенка, развитию речи.
  11. Если у ребенка чтение вызывает отрицание, придумайте способы поощрения за каждую прочитанную книгу. Поощрение должно быть равноценно заслуге. Не перебарщивайте!
  12. Контролируйте ребенка, но ненавязчиво. Не пускайте на самотек освоение школьником списка для чтения. По мере взросления степень контроля постепенно уменьшается. Также необходимость следить за тем, что, как и сколько читает ребенок, зависит от его индивидуальных особенностей.

В век компьютерных технологий чтение книг отошло на задний план, дети проводят большую часть свободного времени в интернете. Постепенно утрачивают способность самостоятельно добывать необходимую информацию, анализировать её и делать выводы. Снижается потребность школьника в получении новых знаний.

Решить такую проблему можно с помощью формирования читательской самостоятельности. Чтобы сформировать устойчивый интерес ребенка к читательской деятельности, нужно не только обеспечить его качественными книгами и заставить читать, но и подать личный пример. Важно, чтобы ребенок видел взрослых с книгой в руках, слышал, как они обмениваются мнениями о книгах. Лето – самое лучшее время для свободного чтения: уроки и задания позади, достаточно свободного времени, нагрузка на мозг минимальна.

Не стоит пренебрегать чтением летом, так как согласно наблюдениям учителей, за время летних каникул у подавляющего большинства школьников техника чтения ухудшается.