Гревцева О.В., учитель-дефектолог
Наступление летних каникул для школьников обычно омрачается огромным списком для чтения. Содержание этих списков варьируется у разных учителей и в зависимости от класса, но необходимость читать остаётся неизменной. Кроме того, ученикам начальных классов зачастую приходится вести дневник летнего чтения. В начальной школе ребенок нуждается в помощи родителей, которые должны организовать летнее чтение так, чтобы ребенок не только успел прочитать необходимые произведения, но и получил от этого удовольствие.
Рекомендации для родителей по организации летнего чтения
- Начните с изучения списка литературы для летнего чтения. Почитайте его вместе с ребенком и выберете произведения, которые ему интересны. Посмотрите, какие книги есть у вас дома на полках или сходите вместе в библиотеку. Не стоит стремиться прочитать все книги из рекомендованного списка. Можно выбрать те книги, которые захочет сам ребенок.
- Когда ребенок начинает читать, встает вопрос: «Сколько страниц в день должен прочитывать ребенок?». Считается, что первоклассник должен прочитывать 10 страниц в день, ученик второго класса – 20, третьего – 30, четвертого – 40. Однако, не стоит устанавливать жёстких рамок. Достаточно 15 минут в день, чтобы сохранить имеющийся у ребенка уровень сформированности навыка чтения. Поэтому не беда, если ребенок прочитает немного меньше страниц, чем запланировано. Удобнее будет разделить текст на части-микротемы, подобные главам в более крупных произведениях.
- Придерживайтесь правила «Ни дня без строчки!». Чтение должно стать для ребенка частью жизни, ритуалом, привычкой.
- Обязательно читайте вслух. Обращайте внимание на выразительность чтения, соблюдение при чтении норм и правил русского языка.
- Не гонитесь за скоростью чтения. Обращайте внимание на понимание ребенком прочитанного. Задавайте вопросы по содержанию, сравнивайте героев из разных произведений.
- Используйте для чтения те моменты, когда ребенок свободен. Не отрывайте его от интересных дел для того, чтобы почитать, иначе чтение будет вызывать у него сильные негативные эмоции.
- Устройтесь поудобнее. Летом ребенок настроен отдыхать, поэтому не стоит пытаться усадить его за парту, лучше организуйте ему удобный уголок или позвольте расположиться на диване так, как ему нравится.
- Читайте вместе. Это может быть чтение по ролям или по абзацам. Проявляйте свою искреннюю заинтересованность в процессе, обсуждайте с ребенком героев и сюжет. Читайте ребенку вслух.
- Ведите читательский дневник. Если учитель не дал образец, то можете его оформить по своему желанию. Нарисовать небольшие иллюстрации к произведению, описать героев, записать что понравилось в произведении. Ведение читательского дневника помогает ребенку осмыслить и запомнить произведение, научиться выделять главную мысль в тексте.
- Читайте произведения разных жанров. Жанровое разнообразие читаемых произведений способствует расширению словаря и кругозора ребенка, развитию речи.
- Если у ребенка чтение вызывает отрицание, придумайте способы поощрения за каждую прочитанную книгу. Поощрение должно быть равноценно заслуге. Не перебарщивайте!
- Контролируйте ребенка, но ненавязчиво. Не пускайте на самотек освоение школьником списка для чтения. По мере взросления степень контроля постепенно уменьшается. Также необходимость следить за тем, что, как и сколько читает ребенок, зависит от его индивидуальных особенностей.
В век компьютерных технологий чтение книг отошло на задний план, дети проводят большую часть свободного времени в интернете. Постепенно утрачивают способность самостоятельно добывать необходимую информацию, анализировать её и делать выводы. Снижается потребность школьника в получении новых знаний.
Решить такую проблему можно с помощью формирования читательской самостоятельности. Чтобы сформировать устойчивый интерес ребенка к читательской деятельности, нужно не только обеспечить его качественными книгами и заставить читать, но и подать личный пример. Важно, чтобы ребенок видел взрослых с книгой в руках, слышал, как они обмениваются мнениями о книгах. Лето – самое лучшее время для свободного чтения: уроки и задания позади, достаточно свободного времени, нагрузка на мозг минимальна.
Не стоит пренебрегать чтением летом, так как согласно наблюдениям учителей, за время летних каникул у подавляющего большинства школьников техника чтения ухудшается.