Гревцева О.В., учитель-дефектолог

Бывают случаи, когда ребенка нужно занять чем-то интересным, а под рукой нет игрушек, а давать телефон или планшет не хочется. В таких случаях пригодится знание игр, для которых нужны только листок и ручка, при этом они прекрасно развивают детский мозг мелкую моторику и помогают весело провести время.

Предлагаем подборку познавательных игр для занятия ребенка в свободное время

  1. «Дорисуй»

Эту игру можно проводить даже с маленькими детьми. Взрослый на листочке рисует фигуру или половинку картинки, а ребенок дорисовывает то, что придет ему в голову. Здесь главное – не ограничивать детскую фантазию. Малышам предлагайте задания попроще, например, нарисуйте цыпленка без клювика или крылышек или котенка без хвостика.

  1. «Рисуем сказку»

В эту игру предпочтительнее играть с детьми дошкольного возраста, но и некоторым младшим школьникам будет интересно создать свою историю. Возьмите бумагу и карандаш (ручку) и предложите ребенку нарисовать сказочную историю. Рисуйте по очереди предметы обстановки и героев, придумывайте весёлые диалоги.

  1. «На что это похоже?»

Чтобы начать игру, достаточно взять листок бумаги и немного фантазии. А может и много… Возьмите лист бумаги и попросите ребенка порвать его на кусочки. Сравните кусочки по размеру, сосчитайте их, а затем пофантазируйте, на что похож этот кусочек. Эта игра подходит для детей дошкольного возраста.

  1. «Волшебный сгиб»

Возьмите лист бумаги и покажите ребенку, как сгибать бумагу, потренируйтесь сгибать лист по заранее нарисованным линиям. Научите ребенка делать из бумаги самолетик, кораблик конвертик, и все, что придет на ум.

  1. «Половинка»

Возьмите лист бумаги и карандаш, задумайте какой-либо рисунок и нарисуйте только его половину. Сложите лист так, чтобы бы ребенку был виден только самый край половинки. Пусть ребенок дорисует то, что считает нужным. Затем разверните листок и посмотрите, что получилось. Придумайте шутливое название тому, что получилось. Потом пусть ребенок начнет рисовать сою половинку, а вы закончите.

  1. «Каркас»

Напишите «каркас» слова, состоящий только из согласных и вместе с ребенком по очереди подбирайте слова, подходящие к этому «каркасу» (БР: бор, бур, убор, Боря, буря, бояре и проч.). Гласные можно добавлять спереди, сзади, в середине.

  1. «Гребешок»

На листе бумаги нужно записать несколько букв (лучше начинать с двух-трех). Задачей является подобрать как можно больше слов, в которых встречаются все эти буквы (последовательность можно менять).

  1. «Имя-растение-животное-река»

Раздайте каждому игроку по ручке и тетрадному листку. Лист делится на пять столбиков: имя, город, растение, животное, река. По команде ребенок начинает про себя проговаривать алфавит, взрослый говорит:«Стоп!». Ребенок говорит, на какой букве остановился и по команде «Старт!» игроки начинают писать слова, начинающиеся на эту букву. Время ограничено. Побеждает записавший больше слов. Совпадения не учитываются. Количество столбиков может быть изменено по договоренности. Можноизменить названия столбцов.

  1. «Ладошки»

Для игры потребуется два листка бумаги и две ручки. На листке каждый игрок обводит свою ладонь. В «ладони» расставляются цифры от 1 до любого числа, о котором договорились играющие. Теперь Вы называете произвольное число и, пока ребенок ищет его на своей «ладошке», ставите крестики в каждой клеточке на своем листе, начиная с верхней левой клетки. Затем число называет ребенок. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все клеточки своего листка.

  1. «Точки и отрезки»

Возьмите два карандаша (разного цвета) и листок. На листке поставьте точки (от 8-15 и более) в любом порядке. Вы с ребенком поочередно строите отрезки, соединяя любые две точки. Использовать третью точку нельзя. Одна точка принадлежит только одному. Нельзя, чтобы отрезки пересекались. Игра заканчивается, когда кто-то из игроков не может сделать ход.

  1. «Змейка»

Возьмите два карандаша разного цвета и листок в клетку. Поле для игры представляет собой квадрат стороной 7 клеток. Пара соседних сторон одного цвета, а вторая пара – другого. В любом месте поля отмечают две точки разного цвета. Вы с ребенком по очереди рисуете «змеек» разными карандашами. «Змейка» — ломаная линия, звеном в одну клетку.Ход можно выполнить в любом направлении. По диагонали ходить нельзя. Запрещено пересекать имеющуюся линию, но они можно касаться стороны поля «своего» цвета. Игра закончится, если у одного из игроков не останется больше ходов.

  1. «Гонки»

Для игры понадобится лист в клетку и ручка. Нарисуйте на листе извилистую «гоночную трассу», так, чтобы рядом на старте можно было разместить две точки-машины с интервалом в одну клетку. Затем объявляйте старт. Каждый игрок по очереди проводит прямую линию по клеткам (прямо, в сторону, по диагонали). Захватывать можно несколько клеток. Когда линия приблизится к границе «трассы», нужно остановиться и передать ход. Выигрывает том, кто быстрее доберется до финиша.

  1. «Футбол»

Понадобится листок в клетку и ручка. Листок – это поле. По краям рисуют 2 ворот в 6 клеток. В центре листа ставится точка. Здесь начинается игра. Каждый ход состоит из трех отрезков по сторонам клетки (или диагонали). Нельзя пересекать никакие линии или касаться их. Если игрок не может сделать ход, назначается штрафной: соперник делает ход в 6 клеток прямой линией в любом направлении. Игра заканчивается, когда кто-то забивает гол.

Уважаемые родители! Играйте с ребенком в дороге, путешествуя и даже во время ожидания транспорта.