Гревцева О.В., учитель-дефектолог

Готовность к школе – это совокупность определенных навыков и функций. От уровня их сформированности зависит не только успешность в учебе, но и то, как пройдет процесс адаптации. О готовности ребенка к школьному обучению говорит:

— достаточный уровень развития познавательных процессов;

— достаточный уровень развития речи;

— социальная зрелость, умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми;

— достаточно развитая мелкая моторика рук;

— наличие познавательного интереса, желания узнавать новое.

При подготовке к школе необходимо стремиться к достижению следующих целей:

— формировать у ребенка необходимый запас знаний и умений, воспитывать любознательность, учить сравнивать, сопоставлять, анализировать;

— стимулировать потребность задавать вопросы об окружающем мире и явлениях, происходящих в нем, а также самостоятельно искать ответы на них;

— учить концентрироваться на поставленной задаче, прилагать усилия для выполнения задания, преодолевать трудности, доводить дело до конца, тем самым развивая волевые качества.

Одновременно с развитием интеллектуальных функций важно уделить внимание нравственному воспитанию ребёнка. Совершенствование таких качеств личности, как ответственность, настойчивость, старательность, прилежание, стремление к достижению высокого результата важно для будущего первоклассника. Также значимо уважительное и доброжелательное отношение к учителю и сверстникам.

Нравственно-волевая готовность к школьному обучению должна складываться из формирования у ребенка:

— представлений о важности занятий для приобретения знаний;

— значимых качеств личности (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности);

— опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам (умение оказывать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

— навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.

 При подготовке к школе у дошкольника формируются:

— любознательность;

— инициативность;

— самостоятельность;

— произвольность;

— творческое самовыражение.

Стоит остановиться на направлениях работы по подготовке к школе.

Развитие.

Речь идёт о развитии памяти, внимания, мыслительных процессов, восприятия, воображения, а также физическом, познавательно-речевом, социально-личностном и художественно-эстетическом развитии ребёнка.

Воспитание умения произвольно управлять собой.

У ребёнка-дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая память, но произвольно управлять своими действиями ещё до конца дошкольник не научился. Он может в деталях запомнить какое-либо событие, но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что у него не вызывает непосредственного интереса, ему пока трудно. А между тем умение сосредоточиться на нужном объекте совершенно необходимо для учебной деятельности, равно как и умение выполнять не только то, что хочется, но и то, что надо, о чём говорит учитель, предлагая предметные задачи.

Формирование мотивов, побуждающих к учению.

Это не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной силой их стремления к приобретению знаний.