Гревцева О.В., учитель-дефектолог
Готовность к школе – это совокупность определенных навыков и функций. От уровня их сформированности зависит не только успешность в учебе, но и то, как пройдет процесс адаптации. О готовности ребенка к школьному обучению говорит:
— достаточный уровень развития познавательных процессов;
— достаточный уровень развития речи;
— социальная зрелость, умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми;
— достаточно развитая мелкая моторика рук;
— наличие познавательного интереса, желания узнавать новое.
При подготовке к школе необходимо стремиться к достижению следующих целей:
— формировать у ребенка необходимый запас знаний и умений, воспитывать любознательность, учить сравнивать, сопоставлять, анализировать;
— стимулировать потребность задавать вопросы об окружающем мире и явлениях, происходящих в нем, а также самостоятельно искать ответы на них;
— учить концентрироваться на поставленной задаче, прилагать усилия для выполнения задания, преодолевать трудности, доводить дело до конца, тем самым развивая волевые качества.
Одновременно с развитием интеллектуальных функций важно уделить внимание нравственному воспитанию ребёнка. Совершенствование таких качеств личности, как ответственность, настойчивость, старательность, прилежание, стремление к достижению высокого результата важно для будущего первоклассника. Также значимо уважительное и доброжелательное отношение к учителю и сверстникам.
Нравственно-волевая готовность к школьному обучению должна складываться из формирования у ребенка:
— представлений о важности занятий для приобретения знаний;
— значимых качеств личности (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности);
— опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам (умение оказывать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
— навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.
При подготовке к школе у дошкольника формируются:
— любознательность;
— инициативность;
— самостоятельность;
— произвольность;
— творческое самовыражение.
Стоит остановиться на направлениях работы по подготовке к школе.
Развитие.
Речь идёт о развитии памяти, внимания, мыслительных процессов, восприятия, воображения, а также физическом, познавательно-речевом, социально-личностном и художественно-эстетическом развитии ребёнка.
Воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребёнка-дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая память, но произвольно управлять своими действиями ещё до конца дошкольник не научился. Он может в деталях запомнить какое-либо событие, но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что у него не вызывает непосредственного интереса, ему пока трудно. А между тем умение сосредоточиться на нужном объекте совершенно необходимо для учебной деятельности, равно как и умение выполнять не только то, что хочется, но и то, что надо, о чём говорит учитель, предлагая предметные задачи.
Формирование мотивов, побуждающих к учению.
Это не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной силой их стремления к приобретению знаний.