Практикум для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, имеющих речевые проблемы (развитие фонематического слуха).

Фонематический слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: «коза-коса», «дом-ком», «бочка-точка». Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи, к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения. «Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Для формировапния фонематического слуха предложите ребенку найти лишнее слово и объяснить, почему это слово лишнее.

Совет взрослым: если ребенок не смог сразу услышать лишнее слово, подскажите ему, выделите название этого предмета голосом, дайте ребёнку подумать и попробовать выполнить задание самостоятельно. Если не справится, объясните.

Например: Как дети помогали маме? Они мыли посуду. Послушай, в ряду предметов: блюдце, ложка, чашка, тарелка, нож, рубашка – последний предмет лишний. Потому что рубашка – это не посуда, а одежда.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме:

Блюдце, ложку, чашка,

Тарелку, нож, рубашку.

Если слушал ты внимательно,

Найдешь ошибку обязательно.

 

В зоопарке мы гуляли

И животных повстречали:

Кенгуру, крокодила, енота,

Страуса льва, бегемота.

Кто попал к зверям в семью?

Найди ошибочку мою.

В небе летали птички:

Ворона, голубь, синички,

Муха, сорока, галка…

Где ошибка, узнай-ка?

 

На клумбе выросли цветы,

Назови-ка их и ты:

Ромашка, лилия, тюльпан,

Роза, ландыш, баклажан.

Дайте правильный ответ,

Что не входит в цветочный букет?

 

Обувь мы покупали,

На ноги мы обували:

Туфли, сандалии, шапочки,

Сапоги, ботинки, тапочки.

Исправьте  меня друзья,

Где ошибочка моя?

 

В ванне куклу мы купали,

Части тела называли:

Голова, мыло, щека,

Пятка, колено, рука.

Правильно мы все назвали

Или лишнее сказали?

 

 

Чтобы жажду свою утолить,

Мы решили напитки попить:

Морс, компот, кисель,

Сок, абрикос, коктейль.

Я ошибку допустила

Или правильно все было?

Варенье варить мы стали,

В саду ягоды собрали:

Крыжовник, клубнику, малину,

Сметану, смородину, калину.

Где здесь ошибка узнай

И правильный ответ дай.

 

В путешествие решили отправиться.

Какой же нам транспорт понадобиться?

Машина, поезд, самолет,

Дом, корабль, вертолет.

Правильно все или нет?

Дайте точный свой ответ.

 

 

Автор-разработчик:

учитель-логопед Сячинова Наталья Викторовна

 СКАЧАТЬ Практикум для родителей в электронном варианте (doc/docx)

Запись на индивидуальную консультацию по телефону: 22-03-53

Запись на ПМПК

    Нажимая кнопку «Отправить», Вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

    ×