Психофизическое развитие – это понятие, которое содержит в себе две важные составляющие: психологическое и физическое развитие.
Характерной особенностью детей с этим синдромом является замедленное развитие. Умственная отсталость у них сочетается со своеобразной внешностью. И хотя у людей с синдромом Дауна наблюдаются определенные схожие черты, между ними больше различий, чем сходства. У них много черт, которые унаследованы от родителей, и они похожи на своих братьев и сестер. Особую проблему представляют трудности с обучением, т.к. им учиться труднее, чем большинству сверстников.
Физические особенности детей с синдромом Дауна формируются под влиянием их генетического материала. Поскольку они наследуют гены от обоих родителей, то до определенной степени бывают похожи на них – цветом волос, глаз, строением тела и т.д. Но из-за наличия лишней хромосомы появляются такие телесные особенности, которые отличают их от родителей, братьев и сестер, делая схожими между собой – это слегка приподнятые уголки глаз, кажущееся несколько плоским лицо, маленький рот, который некоторые дети держат открытым и высовывая язык. Около 40% детей с синдромом Дауна страдает от порока сердца. Руки и ноги имеют нормальную форму, однако, у многих детей кисти и ступни широкие и короткие. Пальцы на руках также короткие, мизинец часто загнут внутрь. У половины детей можно обнаружить складку, которая идет поперек одной или обеих ладоней. Пальцы на ногах обычно короткие, а у большинства имеется небольшой промежуток между первым и вторым пальцами и складка на подошве между ними. Кроме того, часто отмечается плоскостопие, которое обусловлено вялостью сухожилий, поэтому врачи советуют им носить специальную обувь. У многих детей отмечается пониженный тонус, недостаточная сила мышц и ограниченная координация. Из-за общей слабости иногда случаются вывихи и подвывихи коленной чашечки или бедра.
Следует отметить, что далеко не каждый ребенок с синдромом Дауна имеет все названные черты. Их наличие и выраженность индивидуальны. В плане влияния физического развития на общее следует уделять особое внимания серьезным нарушениям, таким как порок сердца или иные аномалии внутренних органов. В остальном, ни длина пальцев, ни разрез глаз напрямую патологически не влияют на развитие ребенка. Важно делать акцент не на его физическое развитие, а на общечеловеческие потребности – потребность во внимании и любви.
Что же касается психических особенностей, то следует обратить внимание на имеющиеся отклонения в интеллектуальном плане. Нарушения интеллекта могут колебаться в широком диапазоне, но большинство детей имеют степень отставания от легкой до средней.
Речь ребенка с синдромом Дауна характеризуется меньшим словарным запасом, проблемами освоения грамматических конструкций и трудностями понимания заданий. Проблемы артикуляции, связанные со строением речевого аппарата, влияют на качество речи.
Мышление характеризуется трудностями в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств, трудностями переноса усвоенных знаний и умений из одной ситуации в другую, недоступностью понимания абстрактных понятий.
Память имеет меньший объем по сравнению с нормой, отмечается низкий уровень развития слуховой кратковременной памяти. Активное внимание неустойчиво, наблюдается повышенная утомляемость и истощаемость.
Дети с синдромом Дауна послушны, легко подчиняются, легко идут на контакт. Большинство из них ласковы, добродушны, привязчивы. В основном отмечается положительный эмоциональный фон. Им доступны такие эмоции, как страх, радость, грусть. Кроме того, такие дети внушаемы и склонны к подражанию действиям и поступкам людей.
Автор-разработчик:
педагог-психолог
Костеева Елена Олеговна