Трудности в интеллектуальном развитии в той или иной мере характерны для всех детей с синдромом Дауна. Иногда влияние этого фактора сказывается достаточно сильно. Однако, нужно помнить, что большинство детей имеют умеренную или легкую степень интеллектуальной недостаточности и вполне способны к обучению.

Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. Кроме того, у них отмечается слабая любознательность, плохая восприимчивость к новому. Часто отмечающиеся нарушения речи снижают способность детей к общению, что в свою очередь негативно влияет на развитие интеллекта.

Недоразвитие речи зачастую скрывает истинную картину развития мышления детей с синдромом Дауна. Это создает впечатление более низких познавательных способностей, чем они есть на самом деле. Однако, при выполнении невербальных заданий, они показывают более высокие результаты. Поэтому одним из основных направлений в развитии должно быть развитие речи и способности общаться.

Дети с синдромом Дауна испытывают затруднения с рассуждением и выстраиванием доказательств, им сложно переносить знания и навыки из одной ситуации в другую, и, соответственно, применять их. Кроме того, они не понимают смысл многих абстрактных понятий. Может быть затруднено умение решать возникающие практические проблемы.

Память характеризуется уменьшенным объемом. Детям требуется больше времени для запоминания и усвоения какого-либо материала. Отмечается недостаточность слуховой кратковременной памяти, трудность в обработке информации, полученной на слух. Все это создает трудности для запоминания новых слов, речевых инструкций, что ведет к замедлению развития речи, общего интеллектуального развития и создает дополнительные трудности в процессе обучения.

Внимание детей с синдромом Дауна характеризуется утомляемостью и истощаемостью, а активное внимание – неустойчиво. Также наблюдается короткий период концентрации внимания, вследствие чего дети легко отвлекаются. Они способны направлять и удерживать внимание на отдельных элементах, а не на целостном объекте. В результате чего информация получается ограниченной, что приводит к ошибкам восприятия и опознавании предмета и его свойств.

Воображение также имеет ряд особенностей. В процессе восприятия наглядного материала, его образ не возникает в воображении ребенка, он лишь зрительно фиксируется. Дети не могут соединить воспринимаемые части рисунка в единое целое.

Ввиду того, что у детей с синдромом Дауна преобладает положительный эмоциональный фон, при неудаче они обычно не огорчаются. Кроме того, у них не всегда получается оценить результаты своей деятельности, а эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задание, которое вполне может быть выполнено неверно.

Исследовательским поведением детей с синдромом Дауна является наблюдение и прослеживание, поэтому им требуется больше времени для ответов на внешнее воздействие или поставленное задание.

Исходный уровень и темпы развития у всех детей с синдромом Дауна различаются. Навязывание каких-либо темпов развития и деятельности извне может привести к снижению мотивации, самооценки, а в результате – к еще большей задержке развития. Поэтому нужно ориентироваться на собственные успехи ребенка по сравнению с прошлым, а не на возрастные нормы.

 

 

 

Автор-разработчик:

педагог-психолог

Костеева Елена Олеговна