Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с первых его шагов, поступков. Окружающая действительность надолго оставляет след в его душе. Сталкиваясь с произведениями искусства, дети эстетически развиваются, знакомятся с понятием прекрасного. Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как возможность развивать творческие способности, способность воспринимать и чувствовать прекрасное. Любознательность, которая в дальнейшем способствует раскрытию творческих способностей и формирует художественные вкусы ребенка, берет свое начало внутри семьи.
Эстетические чувства играют важную роль в жизни любого человека, помогая делать жизнь ярче и богаче. Художественно-эстетическое воспитание является важным аспектом всестороннего развития личности. Оно закладывает основы нравственности, влияет на мировоззрение человека, способствует повышению продуктивности и гибкости мышления.
Несомненно, усвоение эстетических ценностей детей с синдромом Дауна проходит несколько иначе, чем у других. В силу особенностей развития, у них возникают отличные от принятых представления об искусстве и творчестве. Многие специалисты, однако, считают, что развитие эстетического вкуса вообще недоступно для детей с синдромом Дауна, т.к. у них плохо развито восприятие, понимание целостности образа, абстрактное мышление, но хорошо развита подражательная деятельность. Поэтому, им доступна только «грубая имитация» искусства.
Тем не менее, практика иных специалистов показывает, что при должном подходе можно и нужно развивать художественно-эстетические ценности у детей с синдромом Дауна. Ведь помимо творческих способностей, занятия по эстетическому воспитанию способствуют развитию моторики, внимания, восприятия и мышления. Занятия, сопровождаемые музыкально помогают развитию слуха и слуховой памяти, концентрации, способствуют развитию ритма и такта.
Эстетическое восприятие возможно при должном уровне развития восприятия в целом. Оно приобретает характер эстетического только в тех случаях, когда развиты чувства радости, восхищения или удовлетворения от создания или восприятия прекрасного. Однако дети, имеющие нарушения в интеллектуальном плане, отличаются медленной восприимчивостью и сужением объема воспринимаемой информации. В связи с чем, целый образ, идея им бывают недоступны, и, видя отдельные детали, они понимают все по-своему. Также им сложно дается понимание перспективы в рисунках, они плохо устанавливают связи между предметами и явлениями. Зачастую их рисунки являются схематическими изображениями чего-либо или перенесением на бумагу формы знакомого предмета. Ввиду нарушений абстрактного мышления и воображения, им сложно изобразить то, что не подвластно их пониманию.
Опираясь на все это, нужно отметить, что перед тем, как приступать к художественно-эстетическому развитию, следует заняться развитием основных психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.). Затем подключить занятия по творческому развитию, чтобы они взаимодополняли друг друга. Это и рисование на определенную тему, и свободное рисование, лепка из пластилина, нестандартные техники арт-терапии: рисование крупой, листьями деревьев, выкладывание рисунков из клубков ниток и т.п. Музыкальные занятия или занятия в секциях помогут ребенку освоить чувство такта, лучше узнать свое тело, развить крупную моторику и контролировать движения. Творческие занятия будут способствовать и повышению самооценки ребенка.
Главное – это ориентироваться на возможности и желания ребенка, не забывая об эмоциональной похвале и создании ситуации успеха, т.к. для детей с синдромом Дауна очень важно чувствовать себя комфортно и осознавать, что он способен на выполнение того или иного задания. Тогда появится мотивация и стремление к дальнейшей работе.
Автор-разработчик:
педагог-психолог
Костеева Елена Олеговна