В широком смысле понятие «мышление» определяется как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. В узком смысле чаще всего подразумевается процесс решения какой-либо задачи.
В кинической картине нарушения мышления не являются специфическими для детей с РДА. Многие дети в целом овладевают такими операциями как соотношение, классификация, обобщение и т.д. Основные трудности заключаются в использовании имеющихся знаний и навыков в обычной жизни и при общении с людьми. Это объясняется трудностями переноса и интерпретации имеющихся знаний, умений и навыков в новую ситуацию. Даже незначительное изменение в одном из действий или предметов может внести хаос в мысли ребенка. Для того, чтобы этого избежать, необходимо проговаривать вместе в ребенком весь алгоритм действий в соответствии с произошедшими изменениями.
Особенности мышления связаны с:
- Проблемами восприятия (повышенная или пониженная чувствительность к различным раздражителям).
- Особенностями внимания (чрезмерная концентрация на ярких свойствах объекта, трудности переключения).
- Трудностями понимания психического состояния других людей (их намерения, желания, эмоции, чувства).
- Особенностями речи (не использование ее в качестве средства для коммуникации).
Большое влияние на особенности мышления оказывает и отсутствие переживания ребенком себя как активного участника процесса, вследствие чего ребенок не может воспользоваться своим собственным прошлым опытом. Также влияние оказывает искажение самосознания, что отражается на мотивационном компоненте мышления – отсутствует целенаправленность, ребенок недостаточно ориентирован на результат при выполнении того или иного действия. Если же включить в работу эмоционально-значимые элементы, то удастся нарушить этот шаблон и создать мотивацию на целенаправленное действие.
Дети с РДА могут проявлять сообразительность в решении сенсомоторных задач, когда действуют самостоятельно. Но при целенаправленном обучении со стороны взрослого эта самостоятельность значительно снижается. Кроме того, они могут проявлять способности в конструировании, хорошо ориентироваться в устройстве механизмов. Дети с РДА успешны в запоминании и механическом воспроизведении случайной последовательности предметов, тогда как появление порядка и систематизации никак не влияют на возможность запоминания и не оказывают никакой помощи.
Дети с РДА не способны активно перерабатывать информацию и использовать свои возможности для того, чтобы приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам повседневной жизни. В то же время, интеллектуальная недостаточность не является обязательной для всех, и многие будут способны проявлять свои возможности в отдельных областях знаний, хотя сохранится аутистическая направленность мышления.
Обучать детей с РДА и развивать мышление необходимо в обстановке, максимально приближенной в реальности. Важно учитывать специфические особенности как мышления, так и других психических процессов, «дорабатывать» приобретенные учебные навыки на социально-бытовых примерах, развивать самосознание и самоконтроль ребенка. Все занятия следует проводить в комфортной и безопасной для ребенка обстановке, при наличии эмоционального контакта с ним.
Автор-разработчик:
педагог-психолог Костеева Е.О.